КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

 СУРАЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

СФК 101 «Осуществление предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период»

 

(утвержден приказом врио председателя Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района от 05.05.2015г. №4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУРАЖ

2015 год

Содержание

1.

Общие положения

3

2.

Основы осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

 

4

2.1.

Правовые и информационные основы предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

 

4

2.2.

Методические основы проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

 

9

2.3.

Организационные основы осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

 

13

3.

Структура и основные положения содержания заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год  и на плановый период

 

16

3.1.

Структура заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

 

16

3.2.

Основные положения содержания заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

 

17

Приложения

1.

Примерный перечень законов и иных нормативных правовых актов, необходимых при проведении предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Общие положения

 

1.1. Стандарт осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период (далее – Стандарт) разработан на основании:

- статей 157, 187, 265 и 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс);

- статьи 12 Положения о Контрольно-счетной палате Суражского муниципального района;

- главы 2 Положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета Суражского муниципального района;

Регламента Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района (далее – Регламент).

1.2. Стандарт разработан для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района (далее – КСП) при организации и проведении предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района (далее – проект бюджета) и подготовки заключения КСП на проект Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.

1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

1.4. В число задач, решаемых указанным Стандартом, входит:

- определение основных принципов и этапов проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

- установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

- определение структуры, содержания и основных требований к заключению КСП на проект Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.

1.5. При организации и проведении предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период сотрудники КСП обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, бюджетным законодательством, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Брянской области и Суражского районного Совета народных депутатов, Регламентом, а также приказами, инструкциями, иными нормативными документами КСП и настоящим Стандартом.

1.6. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании приказов председателя КСП.

2.     Основы осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

 

2.1.  Правовые  и информационные основы предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

 

2.1.1. Предварительный контроль формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период является формой муниципального финансового контроля, осуществляемого КСП в рамках единой системы контроля формирования и исполнения бюджета на основании статей 157, 187, 265 и 270 Бюджетного кодекса, а также главы 2 Положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета Суражского муниципального района и статьи 5 Положения о Контрольно-счетной палате Суражского муниципального района.

2.1.2. Предварительный контроль формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий и анализа обоснованности показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения КСП на проект Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, а также участия КСП в ходе рассмотрения проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Суражском районном Совете народных депутатов.

2.1.3. Целью предварительного контроля формирования проекта на очередной финансовый год и на плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.

Задачами предварительного контроля формирования проекта Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период:

- определение соответствия действующему законодательству проекта  Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Суражский районный Совет народных депутатов (далее – СРСНД);

- определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним в СРСНД;

- оценка эффективности проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации и иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат;

- оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

2.1.4. Предметом предварительного контроля формирования проекта бюджета являются проект Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в СРСНД, включая  прогноз социально-экономического развития, а также материалы и расчеты по формированию проекта бюджета и показателей прогноза социально-экономического развития.

2.1.5. Объектами предварительного контроля формирования проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период являются:

   - администрация Суражского района;

- финансовый отдел администрации Суражского района;

- отдел образования администрации Суражского района;

- другие субъекты бюджетного планирования, главные администраторы доходов бюджета, главные распорядители средств бюджета и иные участники бюджетного процесса (выборочно).

2.1.6. При осуществлении предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период необходимо исходить из действующих правовых основ формирования проекта бюджета и определить соответствие проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период и процедур по его формированию, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в СРСНД, программным документам по вопросам экономической и бюджетной политики, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, действующему законодательству, а также другим нормативным правовым актам, перечисленным в приложении № 2 к Стандарту.

2.1.6.1. При осуществлении предварительного контроля формирования бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период и документов, представляемых одновременно с ним в СРСНД, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:

I. При оценке показателей прогноза социально-экономического развития необходимо обратить внимание на соблюдение принципа достоверности бюджета, закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития  соответствующей территории, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса и прогнозировании доходов бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 1741 Бюджетного кодекса.

II. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации определенных статьей 28 Бюджетного кодекса и  установленных статьями 29, 30, 31, 311, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 381, 382 Бюджетного кодекса: единства бюджетной системы; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

III. При оценке и анализе доходов бюджета следует обратить внимание на:

- порядок зачисления доходов в бюджет, налоговые и неналоговые доходы бюджета, определенные в статьях 40, 41, 42, 46, 47, 61.2 и 62 Бюджетного кодекса;

- соблюдение требований статьи 64 Бюджетного кодекса о том, что муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

IV.  При оценке и анализе расходов бюджета обратить внимание на:

- обеспечение закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;

- соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных в статье 65 Бюджетного кодекса, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;

- обоснование бюджетных ассигнований  в соответствии со статьями 69, 691, 70, 74, 741 , 78, 781 , 79, 80, 81 и 83 Бюджетного кодекса;

- соблюдение требований по формированию муниципального задания, размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд  в соответствии со статьями 692 , 72, 73 Бюджетного кодекса в части:

- наличия выписки из реестра расходных обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения муниципального задания,

- определения потребителей муниципальных услуг (физические и (или) юридические лица),

- требований к объему и качеству муниципальных услуг (результаты муниципального задания),

- порядка оказания муниципальных услуг для физических  и (или) юридических  лиц,

- порядка регулирования цен (тарифов) на платные услуги,

- порядка контроля за исполнением  муниципального задания, в том числе его досрочного прекращения,

- требований к отчетности об исполнении муниципального задания;

- анализ субсидий и расчетно-нормативных расходов, направляемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий по оказанию услуг муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.

V. При оценке и анализе межбюджетных отношений обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов, а также форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и областного бюджета в соответствии со статьями 132.1, 135, 136, 138, 139, 139.1 и 140 Бюджетного кодекса.

VI. При оценке и анализе источников финансирования дефицита бюджета и муниципального долга отразить соблюдение требований следующих статей Бюджетного кодекса:

- статьи 32 по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, статьи 92.1 по установлению размера дефицита бюджета и ограничения по источникам его финансирования, статьи 93.1 по зачислению средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности, статей 93.2 и 93.3 по предоставлению бюджетных кредитов, статьи 96 по составу  источников финансирования дефицита бюджета и утверждению их в решении о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период;

- статей 101 и 102 по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам, статьи 100 по отнесению долговых обязательств к муниципальному долгу, по структуре муниципального долга, видам и срочности долговых обязательств, статьи 100.1 по прекращению муниципальных долговых обязательств и их списанию с муниципального долга, статей 103 и 104 по осуществлению муниципальных заимствований, статьи 105 по реструктуризации долга, статей 106 и 107 по соблюдению предельных объемов муниципальных заимствований и муниципального долга;

- статей 110.1 и 110.2 по программам внутренних заимствований и муниципальных гарантий и внесению изменений в указанные программы,  статей 111 и 112 по соблюдению предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга, статей 113, 114, 115, 1151 1152, 117 по отражению в бюджетах поступлений средств от заимствований, погашения муниципального долга, расходов на его обслуживание, по предельному объему выпуска муниципальных ценных бумаг, по предоставлению и обеспечению исполнения обязательств по муниципальным гарантиям, по соблюдению порядка и условий предоставления муниципальных гарантий.   

VII. Проанализировать:

- соблюдение порядка составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, определенного в статьях 169, 170, 171, 172, 173, 174, 1741, 1742, 179, 1793, 184 Бюджетного кодекса; 

- соблюдение требований к основным характеристикам бюджета, нормативам распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, если они не устанавливаются бюджетным законодательством, составу показателей, устанавливаемых в решении о бюджете в соответствии со статьей 1841 Бюджетного кодекса и главы 2 Положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета Суражского муниципального района;

- соблюдения требований к составу  документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета в соответствии со статьей 1842 БК РФ и главы 2 Положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета Суражского муниципального района.

2.1.7. Информационной основой осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:

- нормативные правовые акты;

- сценарные условия социально-экономического развития Суражского муниципального района в очередном финансовом году и плановом периоде;

- показатели прогноза социально-экономического развития Суражского муниципального района на очередной год и на плановый период;

- предварительные итоги социально-экономического развития Суражского муниципального района за истекший период  текущего года;

- статистические данные территориального управления Федеральной службы государственной статистики за отчетные годы и за истекший период текущего года;

- показатели бюджета, утвержденные решением о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период с учетом ожидаемого исполнения в текущем финансовом году;

- отчетность финансового отдела администрации Суражского района об исполнении бюджета за предшествующий год и истекший период текущего года;

- данные Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Суражского района о размере доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, получаемых в виде дивидендов по акциям, принадлежащим городу Сураж,  и арендной платы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности  за отчетный год и за  истекший период текущего года;

- данные администрации Суражского района о поступлении части  прибыли муниципальных унитарных предприятий за  предшествующий год и за истекший период текущего года;

- данные других главных администраторов доходов бюджета о доходной базе и поступлениях доходов за отчетный год и за истекший период текущего года, а также о планируемых показателях на  очередной финансовый год и плановый период;

- информация финансового отдела администрации Суражского района о планируемых расходах бюджета по обслуживанию и погашению муниципального долга, планируемым объемам и формам муниципальных заимствований в очередном финансовом году и плановом периоде;

- данные об изменении остатков средств бюджета;

- реестр расходных обязательств;

- проект решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, материалы и документы, представляемые одновременно с ним в СРСНД;

- результаты проводимого Контрольно-счетной палатой оперативного контроля исполнения бюджета текущего года и тематических проверок Контрольно-счетной палаты;

- заключения Контрольно-счетной палаты на отчеты администрации Суражского района об исполнении бюджета Суражского муниципального района за предыдущие отчетные годы.

 

2.2. Методические основы проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

 

2.2.1. Методической основой осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период являются:

- сравнительный анализ соответствия проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, материалов и документов, представляемых одновременно с ним в СРСНД, действующему законодательству;

- сравнительный анализ соответствия проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, основным приоритетам государственной социально-экономической политики, целям и  задачам, определенным в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и прогнозу социально-экономического развития Суражского муниципального района;

- сравнительный анализ соответствия принятых в проекте решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период расчетов показателей установленным нормативам и действующим методическим рекомендациям;

- сравнительный анализ динамики показателей исполнения бюджета за три последние года, ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период и показателей целей, задач и результатов деятельности в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе.

2.2.2. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по основным вопросам состоят в следующем:

2.2.2.1. Проверка и анализ обоснованности показателей прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период должны осуществляться исходя из анализа нормативно-методической базы прогнозирования, а также сопоставления фактических показателей социально-экономического развития за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.

При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период. При отсутствии утвержденных методик расчета показателей прогноза социально-экономического развития анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования показателей.

При проверке и анализе обоснованности прогноза показателей социально-экономического развития необходимо проанализировать:

- основные показатели прогноза социально-экономического развития Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период и их соответствие целевым установкам экономической политики, сформулированным в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основным направлениям налоговой и бюджетной политики;

- наличие и использование нормативно-методической базы, механизм и технологию, сложившуюся практику организации работ по прогнозированию основных показателей социально-экономического развития.

2.2.2.2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. В результате которых следует дать оценку:

- сбалансированности по объему расходных обязательств;

- обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов бюджета, в том числе в разрезе главных администраторов доходов бюджета;

- обоснованности действующих расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и бюджета Суражского муниципального района на основе анализа реестра расходных обязательств, нормативно-правовой базы его формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год;

- обоснованности и целесообразности принимаемых бюджетных обязательств субъектов бюджетного планирования и бюджета Суражского муниципального района на основе анализа долгосрочных целевых программ и ведомственных бюджетных программ на очередной финансовый год и плановый период;

- обоснованности показателей результативности бюджетных расходов и их количественной оценки, достижение которой планируется субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период.

В результате проверки и анализа должна быть дана оценка обоснованности действующих расходных обязательств бюджета, и целесообразности принимаемых расходных обязательств бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на основе утверждаемых целевых бюджетных программ, даны предложения по оптимизации бюджетных расходов для достижения поставленных целей и обеспечения прогнозируемых показателей результативности в очередном финансовом году и плановом периоде.

2.2.2.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

- сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта бюджета, фактических доходов бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;

- анализ федеральных законов, законов Брянской области и нормативных правовых актов СРСНД о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов об изменении законодательства о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния на доходы изменений законодательства о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы;

     - факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;

- факторный анализ соответствия динамики доходов, зависящих от темпов изменения основных показателей социально-экономического развития, изменения структуры доходов бюджета в разрезе налоговых и неналоговых доходов;

- сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов, а также факторов, определяющих эту динамику;

- оценку обоснованности расчета налоговых доходов - налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, используемой в расчете, суммы налоговых вычетов,  уровня собираемости;  

- оценку обоснованности расчетов иных доходов.

      2.2.2.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

      - анализ реестра расходных обязательств, нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год и плановый период, оценку объемов расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, неподтвержденных нормативными правовыми актами, а также анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъекта бюджетного планирования, на соответствие его полномочий по осуществлению расходных обязательств;

- сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением о бюджете на текущий финансовый год, фактических расходов бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;

- анализ действующих и принимаемых расходных обязательств и их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств федерального бюджета);

- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных целевых программ и ведомственных целевых программ;

- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

2.2.2.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

- анализ федеральных законов, законов Брянской области и нормативных правовых актов СРСНД о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов об изменении законодательства о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния на доходы изменений законодательства о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы, факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов бюджета и на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;

- анализ обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта, предоставляемых в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенций на осуществление переданных государственных полномочий.

2.2.2.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:

- сопоставление динамики расходов на обслуживание и средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;

- оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, а также расходов на погашение муниципального долга;

- оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета.

2.2.3. Методические подходы к проведению предварительного контроля обоснованности проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период по конкретным показателям бюджета разрабатываются в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты председателем Контрольно-счетной палаты.

 

2.3. Организационные основы осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

 

2.3.1. Организация предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района предусматривает следующие этапы работы:

I этап

 

- анализ ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской  Федерации;

май-

июнь

- анализ основных направлений налоговой политики;

июль-

ноябрь

- анализ основных направлений бюджетной политики;

июль-

ноябрь

- анализ сценарных условий развития экономики на очередной финансовый год и на плановый период;

июль-

ноябрь

- анализ проектов федеральных законов, законов Брянской области и решений СРСНД о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах;

июль-

ноябрь

- анализ итогов приватизации муниципального имущества и основных направлений приватизации муниципального имущества;

июль-

ноябрь

- анализ итогов социально-экономического развития Суражского муниципального района;

август - ноябрь

- анализ нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства Суражского муниципального района;

август-

ноябрь

- анализ основных характеристик проекта бюджета и расходов бюджета на очередной финансовый год  по разделам и подразделам, на плановый период по разделам классификации расходов бюджетов.

август-

ноябрь

 

II этап

 

- проверка и анализ обоснованности прогноза основных показателей социально-экономического развития Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования;

ноябрь - декабрь

- проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы их формирования;

ноябрь - декабрь

- анализ и оценка обоснованности формирования проекта решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, а также материалов, представленных администрацией Суражского района одновременно с указанным проектом решения;

ноябрь - декабрь

- анализ программ внутренних заимствований и муниципальных гарантий.

ноябрь - декабрь

 

III этап

 

- подготовка заключения Контрольно-счетной палаты для рассмотрения председателем Контрольно-счетной палаты;

декабрь

- рассмотрение заключения Контрольно-счетной палаты председателем Контрольно-счетной палаты и направление его в СРСНД;

декабрь

- обеспечение участия Контрольно-счетной палаты в рассмотрении проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период на публичных слушаниях и анализ внесенных в проект бюджета изменений в ходе его рассмотрения и утверждения.

декабрь

 

2.3.2. Необходимая координация взаимодействия направлений деятельности при проведении комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период обеспечивается председателем Контрольно-счетной палаты.

2.3.3. Общее руководство подготовкой заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется председателем Контрольно-счетной палаты.

2.3.4. Заключение Контрольно-счетной палаты на проект Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период подготавливается на основе:

- результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;

- итогов проверки и анализа проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период;

- итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных администрацией Суражского района с проектом Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии со статьей в соответствии со статьей 1842 и главы 2 Положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета Суражского муниципального района;

- результатов последующего контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и оперативного контроля за исполнением бюджета за отчетный период текущего года, заключений Контрольно-счетной палаты на проекты Решений СРСНД об исполнении бюджета Суражского муниципального района за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;

- анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении Суражского муниципального района за предыдущие годы и истекший период текущего года.

2.3.5. Копии заключений по результатам экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы по его формированию и другие материалы к сводной части заключения Контрольно-счетной палаты представляются инспектором Контрольно-счетной палаты председателю Контрольно-счетной палаты до 1 декабря текущего года для свода и анализа.

2.3.6. Инспектор Контрольно-счетной палаты представляет материалы к сводной части заключения Контрольно-счетной палаты (в случае необходимости) председателю Контрольно-счетной палаты до 1 декабря текущего года.

2.3.7. Материалы по анализу соответствия статей проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период Бюджетному кодексу направляются председателю Контрольно-счетной палаты до 1 декабря текущего года.

2.3.8. Проект заключения Контрольно-счетной палаты представляется председателю Контрольно-счетной палаты не позднее, чем за 3 рабочих дня до истечения установленного срока подготовки заключения и представления его в СРСНД.

2.3.9. При наличии высказанных председателем Контрольно-счетной палаты замечаний и предложений заключение Контрольно-счетной палаты дорабатывается инспектором Контрольно-счетной палаты совместно с председателем Контрольно-счетной палаты.

После доработки заключение Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Контрольно-счетной палаты и направляется в СРСНД в срок, установленный главой 2 Положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета Суражского муниципального района.

2.3.10. Календарные сроки подготовки заключения Контрольно-счетной палаты могут быть изменены исходя из изменения сроков представления заключения Контрольно-счетной палаты, устанавливаемых в связи с переносом сроков представления проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период в СРСНД или его рассмотрения в СРСНД.

 

3. Структура и основные положения заключения Контрольно-счетной палаты на проект Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

 

3.1. Заключение Контрольно-счетной палаты на проект Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период состоит из трех разделов:

Раздел 1 - общая часть, подготавливается председателем Контрольно-счетной палаты совместно с инспектором Контрольно-счетной палаты;

Раздел 2 – аналитическая часть, на основании заключений Контрольно-счетной палаты согласно Регламента Контрольно-счетной палаты;

Раздел 3 – выводы и предложения Контрольно-счетной палаты,  приложения к заключению Контрольно-счетной палаты (при необходимости), подготавливаются председателем Контрольно-счетной палаты.

Разделы заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период формируются в соответствии со следующей структурой:

Раздел 1. Сводная часть:

1.

Общие положения

2.

Общие характеристики проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период и структурные особенности

2.1.

Основные параметры и основные характеристики проекта  Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период и его структурные особенности.

2.2.

Анализ реализации основных задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике (при необходимости).

3.

Анализ текстовых статей проекта решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

4.

Анализ основных показателей прогноза социально-экономического развития Суражского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период

 

Раздел 2. Аналитическая часть, подготавливается на основании заключений в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты:

1. Доходы проекта бюджета Суражского муниципального района.

2. Расходы проекта бюджета Суражского муниципального района.

3. Программная часть бюджета Суражского муниципального района.

4. Источники финансирования дефицита бюджета Суражского муниципального района.

5. Муниципальный долг.

Раздел 3. Выводы и предложения Контрольно-счетной палаты,  приложения к заключению Контрольно-счетной палаты (при необходимости), подготавливаются председателем Контрольно-счетной палаты:

1.     Выводы (при необходимости).

2.     Предложения.

3.     Приложения к заключению Контрольно-счетной палаты (при необходимости).

 

3.2. Основные положения содержания заключения Контрольно-счетной палаты на проект Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период

 

3.2.1. В сводной части заключения Контрольно-счетной палаты на проект Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период (Раздел 1) должны быть отражены следующие основные вопросы:

3.2.1.1. Оценка обоснованности и достоверности прогноза показателей социально-экономического развития.

3.2.1.2. Оценка обоснованности основных характеристик и особенностей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

3.2.1.3. Анализ соответствия проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период общим задачам бюджетной политики на очередной финансовый год и на плановый период, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации и иных программных документах.

3.2.1.4. Оценка соответствия положений проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период Бюджетному кодексу и иному действующему законодательству.

3.2.2. В аналитической части заключения (Раздел 2) должны быть отражены следующие основные вопросы:

3.2.2.1. Оценка обоснованности доходных статей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период:

- соответствия изменений в формировании доходных статей проекта бюджета задачам, поставленным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, а также основным направлениям бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и на плановый период;

- обоснованности и достоверности налоговых доходов (параметров налоговой базы, уровня собираемости и других) и иных доходов проекта бюджета и выявление потенциальных резервов их увеличения;

- анализ текстовых статей проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, регламентирующих порядок формирования отдельных доходных статей бюджета (при необходимости).

3.2.2.2. Оценка обоснованности, рациональности и эффективности расходов проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период:

- обоснованности динамики и структуры общего объема расходов на очередной финансовый год в разрезе разделов и подразделов, на плановый период в разрезе разделов классификации расходов бюджетов;

- обоснованности действующих и принимаемых расходных обязательств;

- обоснованности текстовых статей, регулирующих особенности использования бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств.

3.2.2.3. Оценка системы взаимоотношений бюджета Суражского муниципального района с бюджетами других уровней в проекте Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период с учетом:

- обоснованности и достаточности бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение переданных расходных обязательств, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов субъекта Российской Федерации;

- обоснованности текстовых статей, регулирующих особенности использования бюджетных ассигнований, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, или дополнительных средств бюджета Суражского муниципального района на эти цели;

- обоснованности ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам.

    3.2.2.4. Оценка обоснованности формирования источников финансирования дефицита бюджета и динамики муниципального долга в проекте Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период с учетом:

- обоснованности объемов и структуры муниципальных заимствований, предусмотренных в проекте бюджета;

- обоснованности объемов средств проекта бюджета, предусмотренных на погашение и обслуживание муниципального долга по видам долга в соответствии с бюджетной классификацией;

- обоснованности изменений объема и структуры муниципального долга;

- обоснованности формирования иных источников финансирования дефицита бюджета, включая доходы от приватизации, изменения остатков средств бюджета.

3.2.3. Содержание выводов и предложений:

а) оценка соответствия проекта Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период:

- социально-экономической политике государства, сформулированной в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном послании Президента Российской Федерации, а также основным направлениям бюджетной и налоговой политики;

- Бюджетному кодексу и иным нормативным правовым актам действующего законодательства;

б) оценка достоверности основных параметров прогноза социально-экономического развития Суражского муниципального района и показателей проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период;

в) оценка обоснованности в проекте Решения СРСНД о бюджете Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период:

- доходов;

- бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств;

- объема и структуры муниципального долга, расходов на погашение и обслуживание муниципального долга, программ муниципальных заимствований, программы муниципальных;

г) оценка результативности бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде;

д) предложения Контрольно-счетной палаты.

Приложение №1 к Стандарту внешнего муниципального финансового контроля «Осуществление предварительного контроля формирования проекта бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период»

 

 

Примерный перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов, использование которых необходимо при проведении предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

I. Федеральные законы

 

1.                 Бюджетный кодекс Российской Федерации

2.                 Налоговый кодекс Российской Федерации

3.                 Земельный кодекс Российской Федерации

4.                 Гражданский кодекс Российской Федерации

5.                 Жилищный кодекс Российской Федерации

6.                 Градостроительный кодекс Российской Федерации

7.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

8.                 Трудовой кодекс Российской Федерации

9.                 Федеральный закон от 20 июля 1995г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития  Российской Федерации

10.             Федеральный закон от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

11.             Федеральный закон от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

12.             Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

13.             Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»

14.             Федеральный закон от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

15.             Федеральный закон от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

16.             Федеральный закон от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

17.             Федеральный закон от 24 октября 1997г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

18.             Федеральный закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»

19.             Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»

20.             Закон Российской Федерации от 15 января 1993г. №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных  кавалеров ордена Славы»

21.             Закон Российской Федерации от 9 октября 1992г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

22.             Федеральный закон от 21 июля 2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

23.             Федеральный закон от 31 декабря 2005г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»

24.             Федеральный закон от 12 октября 2005г. №129-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»

25.             Федеральный закон от 26 октября 2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

26.             Федеральный закон от 26 декабря 1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»

27.             Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации»

28.             Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании»

29.             Федеральный закон от 16 июля 1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

30.             Федеральный закон от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

31.             Федеральный закон от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе»

32.             Федеральный закон от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

33.             Федеральный закон  от 3 ноября 2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

34. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

35. Федеральный закон от 22 сентября 2009 г. №218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

36. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изменениями и дополнениями)

37. Федеральный закон от 9 апреля 2009 г. №58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

38. Федеральный закон от 9 марта 2010 г. № 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу возмещения процессуальных издержек"

 

II. Программные документы по вопросам экономической и бюджетной политики, принимаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации

 

1. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

         2.    Бюджетное послание Президента Российской Федерации;

3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351;

4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р;

5. Транспортная стратегия Российской Федерации, одобренная на заседании Госсовета Российской Федерации 29 октября 2003 г.;

6. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N1789-р;

7. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006 – 2008 годах, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации 3 апреля 2006 г. №467-р;

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р;

9. Бюджетная стратегия на период до 2023 года.