СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
СФК 102 «ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО (ТЕКУЩЕГО) КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА»
(утвержден приказом врио председателя Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района от 05.05.2015г. №4)
СУРАЖ
2015
Содержание
1. Общие положения…………………………………………………….3
2. Содержание оперативного (текущего) контроля……………………4
3. Нормативная правовая и информационная основы оперативного (текущего) контроля………………………………………………6
4. Основные этапы оперативного (текущего) контроля………………6
5. Подготовка к проведению оперативного (текущего) контроля…………………………………………………………………………...7
6. Непосредственное проведение оперативного (текущего) контроля7
7. Подготовка и оформление результатов оперативного (текущего) контроля…………………………………………………………………………...7
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района СФК 52 «Проведение оперативного (текущего) контроля за исполнением местного бюджета» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 12 Положения о Контрольно-счетной палате Суражского муниципального района.
1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).
1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур организации оперативного (текущего) контроля за исполнением бюджета Суражского муниципального района, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Суражского муниципального района (далее- КСП).
1.4. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами КСП и привлеченными экспертами, участвующими в проведении оперативного (текущего) контроля.
1.5 . Задачами Стандарта являются:
- определение основных этапов проведения оперативного контроля;
- установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках оперативного контроля;
- определение структуры, содержания и основных требований при подготовке и оформлении результатов оперативного контроля.
1.6. При организации и проведении оперативного контроля должностные лица КСП руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетной палате Суражского муниципального района, бюджетным законодательством, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Брянской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, иными нормативными документами и настоящим Стандартом.
2. Содержание оперативного (текущего) контроля
2.1. Оперативный (текущий) контроль – это система мероприятий внешнего муниципального финансового контроля, позволяющая осуществлять оценку исполнения Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (далее – Решение о бюджете).
2.2. Задачами оперативного (текущего) контроля являются:
- определение полноты и своевременности налоговых поступлений денежных средств и их расходования в ходе исполнения бюджета;
- определение объема и структуры муниципального долга, размера дефицита (профицита) бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- определение полноты неналоговых доходов бюджета от приватизации, распоряжения и использования муниципальной собственности;
- проведение анализа фактических показателей в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете, сводной бюджетной росписью расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета на текущий финансовый год и плановый период, а также с показателями кассового плана исполнения бюджета (по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета) в текущем финансовом году, выявление и анализ отклонений от этих показателей;
- выявление нарушений в ходе исполнения бюджета, внесение предложений по их устранению.
2.3. В процессе проведения оперативного (текущего) контроля осуществляется анализ:
– рисков невыполнения бюджета по доходам и по расходам в текущем периоде вследствие изменения социально-экономической ситуации, бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации;
– хода исполнения бюджета по доходам, по расходам, по источникам финансирования дефицита, объемов резервного фонда, муниципального долга по итогам исполнения бюджета за 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев, подготовка предложений по корректировке и исполнению в полном объеме показателей бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита;
– формирования резервного фонда, использования и управления средствами фонда;
– нормативно-правовой базы по вопросам управления, использования и распоряжения муниципальной собственностью с целью определения эффективности и целесообразности принимаемых в этом отношении вопросов;
– составления и ведения сводной бюджетной росписи;
– составления и ведения кассового плана;
– обоснованности изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись.
2.4. Предметом оперативного (текущего) контроля, осуществляемого КСП, являются:
– показатели исполнения доходных и расходных статей бюджета;
– показатели источников финансирования дефицита бюджета;
– показатели сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, изменения, внесенные в сводную бюджетную роспись;
– показатели кассового плана;
– показатели бюджетной отчетности участников бюджетного процесса;
– муниципальные (нормативные) правовые акты по реализации Решения о бюджете, а также по вопросам управления, распоряжения и использования муниципального имущества;
– размер и структура муниципального долга;
- объем расходов на погашение и обслуживание муниципального долга;
– программы внутренних заимствований по привлечению, погашению и использованию кредитов;
– программы муниципальных гарантий.
2.5. Объектами оперативного (текущего) контроля являются:
– Финансовый отдел администрации Суражского района;
– Администрация Суражского района, являющаяся главным администратором доходов бюджета, осуществляющая контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а также за сокращением задолженности по их уплате;
– главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, осуществляющие операции со средствами бюджета;
– главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
– иные организации вне зависимости от видов и форм собственности, получающие, перечисляющие и использующие средства бюджета, или использующие муниципальную собственность, а также имеющие предоставленные законодательством льготы и преимущества.
3. Нормативная правовая и информационная основы оперативного (текущего) контроля
Нормативной правовой и информационной основой оперативного (текущего) контроля являются:
– Бюджетный кодекс Российской Федерации;
– Налоговый кодекс Российской Федерации;
– Федеральный закон от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»;
– Решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
– муниципальные (нормативные) правовые акты, принимаемые во исполнение Решения о бюджете;
– Положение о КСП, Регламент и План работы КСП;
– утвержденная сводная бюджетная роспись и изменения, вносимые в нее;
– утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
– кассовый план;
– бюджетная и статистическая отчетность;
– данные, получаемые по запросам КСП;
– результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
осуществляемых КСП.
4. Основные этапы оперативного (текущего) контроля
4.1. Оперативный (текущий) контроль осуществляется в соответствии с Регламентом КСП. Оперативный (текущий) контроль за ходом исполнения бюджета проводится в три этапа:
а) первый этап – подготовительный, включающий подготовку необходимых документов;
б) второй этап – непосредственное проведение оперативного (текущего) контроля;
в) третий этап – завершающий, включающий подготовку и оформление результатов оперативного (текущего) контроля.
4.2. Перед началом проведения оперативного (текущего) контроля за ходом исполнения бюджета Суражского муниципального района в КСП по запросу предоставляются документы для осуществления оперативного контроля (при необходимости).
5. Подготовка к проведению оперативного (текущего) контроля
После принятия Решения о бюджете должностное лицо КСП разрабатывает проекты форм (таблицы) оперативного (текущего) контроля: оперативного анализа об исполнении бюджета, составляемого за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев.
6. Непосредственное проведение оперативного (текущего) контроля
В соответствии с Планом работы КСП ежеквартально (за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев) проводится проверка и анализ хода исполнения бюджета, состояния муниципального долга и использования кредитных ресурсов, использования и распоряжения муниципальной собственности, формирования, использования и управления средствами резервного фонда в текущем финансовом году.
7. Подготовка и оформление результатов оперативного
(текущего) контроля
7.1. По результатам оперативного (текущего) контроля подготавливаются оперативные данные и оперативный анализ (ежеквартально нарастающим итогом) о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными Решением, сводной бюджетной росписью, а также кассового плана.
При подготовке оперативного анализа о ходе исполнения бюджета используются результаты мероприятий внешнего муниципального финансового контроля. В ежеквартальном оперативном анализе о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года отражаются:
– особенности исполнения Решения о бюджете;
– результаты анализа исполнения доходов бюджета по объемам и структуре, финансирования и исполнения расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, включая результаты анализа по подразделам наиболее значительных отклонений
- кассовых расходов от бюджетных назначений, повлиявших на исполнение расходов в целом по разделу, и результаты анализа исполнения указанных подразделов главными распорядителями бюджетных средств, имеющих в них наибольший удельный вес , поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и погашения источников финансирования дефицита бюджета в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете, сводной бюджетной росписью и прогнозируемыми кассовым планом;
– результаты анализа отклонений показателей исполнения бюджета от показателей, утвержденных Решением о бюджете, сводной бюджетной росписью и прогнозируемых кассовым планом;
– результаты анализа обоснованности внесенных в сводную бюджетную роспись изменений;
– результаты анализа итогов тематических проверок, в том числе выявленных нарушений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, фактов нецелевого использования средств бюджета, иных нарушений и недостатков;
– результаты анализа нарушений бюджетного и налогового законодательства;
– результаты анализа эффективности исполнения Решения о бюджете;
– результаты анализа объема и структуры муниципального долга, размеров дефицита (профицита) бюджета;
– результаты анализа формирования и использования резервного фонда;
– выводы и предложения (при необходимости).
7.2. По результатам оперативного контроля подготавливается заключение о ходе исполнения бюджета.
7.3. Оперативный контроль за ходом исполнения бюджета района проводится в десятидневный срок с момента поступления документов, указанных в п. 4.2. настоящего Стандарта.
Экспертное заключение, оформленное по результатам финансово-экономической экспертизы представленных документов, может быть направлено Главе Суражского района.