КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА СУРАЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СФК 103 «ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПРОВЕРКИ ГОДОВОГО ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА СУРАЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

 

(утвержден приказом врио председателя Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района от 05.05.2015г. №4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУРАЖ

2015

 

Содержание

 

 

1. Общие положения………………………………………………………..3

 

2. Основания, цели и задачи проведения внешней проверки годового

отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района……………………………………………………………………..……..3

 

3. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района ……………………………………………………….5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 103 «Порядок организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района» (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 12 Положения о Контрольно-счетной палате Суражского муниципального района, утвержденного Решением Суражского районного Совета народных депутатов от 26.12.2014 №59, на основе стандарта Контрольно-счетной палаты Брянской области СВГФК 151 «Порядок организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования» в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палатой Российской Федерации 12.05.2012 года, Общими требованиями к стандартам внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, утвержденными Коллегией   Контрольно-счетной палатой Брянской области 30.05.2012 года.

1.2. Целью настоящего Стандарта является установление основных подходов организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района (далее – внешняя проверка).

1.3. Решение вопросов, не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется председателем Контрольно-счетной палаты с внесением дополнений в Стандарт.

1.4. Внешняя проверка проводится в соответствии с годовым планом работы Контрольно-счетной палаты.

Включение в план работы проведение внешней проверки производится в соответствии со стандартом организации деятельности Контрольно-счетной палаты СОД 2 «Порядок планирования работы Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района».

 

2. Основания, цели и задачи проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района

 

2.1. Внешняя проверка проводится на основании статей 157, 264.4 Бюджетного кодекса Российской федерации, статьи 13 Положения о Контрольно-счетной палате, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Брянской области.

2. Целями внешней проверки являются: определение соответствия отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района (далее бюджет) и бюджетной отчетности требованиям бюджетного законодательства, оценка достоверности отчетности об исполнении бюджета, выявление возможных нарушений, недостатков и их последствий.

2.3. Основные задачи внешней проверки:

а) проверка соответствия годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию и представлению;

б) проверка соответствия плановых показателей, указанных в годовом отчете/бюджетной отчетности ГАБС, показателям решения Суражского районного Совета народных депутатов о бюджете Суражского муниципального района (далее – решение о бюджете) с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета;

в) проверка соответствия показателей годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС данным бюджетного учета;

г) проверка полноты отчетности, представленной субъектами бюджетных правоотношений, отчетность которых является основой для формирования соответствующих показателей годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС; соответствия отчетности указанных субъектов и соответствующих показателей годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС;

д) проверка соответствия фактических показателей исполнения бюджета, указанных в годовом отчете/бюджетной отчетности ГАБС, данным финансового отдела администрации об исполнении бюджета;

е) проверка внутренней согласованности годового отчета и иных форм бюджетной отчетности/соответствующих форм бюджетной отчетности ГАБС;

ж) формирование выводов о:

– наличии/отсутствии фактов неполноты годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС (по результатам проверки по подп. «а»);

– наличии/отсутствии фактов недостоверности показателей бюджетной отчетности/годового отчета (по результатам проверки по подп. «б» – «г»);

– наличии/отсутствии фактов, способных негативно повлиять на достоверность годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС (по результатам проверки по подп. «д» – «к»).

2.4. Информационной основой (базой) проведения внешней проверки является:

- нормативные правовые акты, в т.ч. решения о бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период;

- статистические показатели;

- годовая бюджетная отчетность;

- отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, а также оперативные отчеты об исполнении бюджета;

- годовая бюджетная отчетность главных администраторов средств бюджета Суражского муниципального района и иных получателей бюджетных средств;

- иные документы, характеризующие исполнение бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения решения о бюджете на отчетный финансовый год.

Информационная база формируется на основании документов администрации Суражского района, представленных в соответствии с запросом Контрольно-счетной палаты. Подготовка запроса осуществляется инспектором Контрольно-счетной палаты, ответственным за организацию и проведение внешней проверки.

Необходимый объем вышеперечисленной и дополнительной информации для представления в Контрольно-счетную палату определяется, как правило, до начала проведения внешней проверки.

2.5. Методической основой внешней проверки является сравнительный анализ показателей, составляющих информационную основу, между собой и соответствия решения об исполнении бюджета Суражского муниципального района решению о бюджете на отчетный финансовый год, требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативным правовым актам Российской Федерации, Брянской области и правовым актам Суражского муниципального района.

Основным методологическим принципом является сопоставление информации, полученной по конкретным видам доходов, направлениям расходования средств бюджета, с данными, содержащимися в аналитических, отчетных и иных документах проверяемых объектов. В целях определения эффективности использования средств бюджета возможно сопоставление данных за ряд лет.

 

3. Порядок подготовки,  проведения и оформления результатов внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района

 

3.1. При формировании годового плана работы Контрольно-счетной палаты на очередной год отдельными пунктами включается внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района.

3.2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета проводится камеральным способом.

По итогам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета готовится заключение на отчет об исполнении бюджета Суражского муниципального района. Заключение подписывается председателем Контрольно-счетной палаты и направляется Суражскому районному Совету народных депутатов.

По итогам внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС готовятся заключения. Заключения подписываются инспектором, проводившим проверку, и председателем Контрольно-счетной палаты и направляются на ознакомление ГАБС.

3.3. К основным вопросам внешней проверки отчетности ГАБС относятся:

- установление полноты бюджетной отчетности ГАБС и её соответствия требованиям нормативных правовых актов, для чего необходимо провести анализ представленной к проверке отчетности ГАБС по составу, содержанию, прозрачности и информативности показателей.

Под прозрачностью и информативностью годового отчета (бюджетной отчетности) понимается отражение в ней информации в таком объеме и структуре, которые позволяют сформировать адекватную информацию (представление) обо всех составляющих исполнения бюджета в целом (годовой отчет) или по главным администраторам бюджетных средств (бюджетная отчетность ГАБС).

- установление достоверности показателей бюджетной отчетности ГАБС, для чего необходимо установить внутреннюю согласованность соответствующих форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений), соответствие отчетных показателей решения о бюджете. Проверить соответствие показателей отчетности ГАБС показателям, отраженным в отчете об исполнении бюджета. Целевой характер использования бюджетных средств может быть определен путем сопоставления правильности отнесения расходов на соответствующие статьи затрат.

- анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств, для чего необходимо проанализировать показатели выполнения плана оказания муниципальных услуг, и другие показатели, характеризующие основную деятельность проверяемого ГАБС.

- анализ выполнения ГАБС бюджетных полномочий, закрепленных за ним Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Суражского муниципального района, необходимо установить соответствие нормам выполнение бюджетных полномочий.

3.4. Основными приемами финансового анализа по данным бюджетной отчетности являются:

- чтение отчетности,

- горизонтальный анализ,

- вертикальный анализ.

Чтение отчетности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложениям к ним. По данным бюджетной отчетности можно судить об имущественном положении объекта отчетности, соотношении средств по их видам в составе активов и т.д. В процессе чтения отчетности важно рассматривать показатели разных форм отчетности в их взаимосвязи.

Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа данных бюджетной отчетности.

В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчетности на начало и конец отчетного периода. Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчетности за определенный период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав отчетности.

Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге отчета, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Приемы проведения анализа бюджетной отчетности конкретного ГАБС определяются инспектором, ответственным за организацию и проведению внешней проверки.

1) Полнота отчетности

Проверяется наличие всех форм бюджетной отчетности, установленных инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемой приказом Министерства финансов РФ (далее – Инструкция).

2) Достоверность отчетности

Бюджетная отчетность составляется:

- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями средств бюджета, администраторами поступлений в бюджет, органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета, обобщенных путем суммирования одноименных показателей и исключения в установленном Инструкцией взаимосвязанных показателей по позициям консолидируемых форм бюджетной отчетности.

Проверяется правильность заполнения форм бюджетной отчетности требованиям Инструкции.

В ходе проверки отчетности необходимо провести сопоставление показателей форм отчетности по доходам, расходам и финансированию дефицита бюджета с соответствующими объемами, утвержденными решением о бюджете, проанализировать полноту отражения доходов, расходов и финансирования дефицита бюджета.

При проверке показателей отчетности необходимо путем сопоставления отчетности убедится, что сальдо по счетам корректно перенесено и не содержит искажений.

Проводится анализ неисполненных назначений по ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств, устанавливаются причины не исполнения.

Выборочно проверяется соответствие фактических показателей, указанных в отчетности ГАБС, отчетности об исполнении бюджета.

При анализе пояснительной записки необходимо обратить внимание на наличие и заполнение всех форм пояснительной записки. Далее следует провести сопоставление данных пояснительной записки с представленной отчетностью.

3.5. По результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС в заключении на отчет об исполнении бюджета отражаются:

- плановое и фактическое исполнение расходов, доходов и источников финансирования дефицита бюджета ГАБС, в том числе расходов и доходов по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности;

- информация о наличии/отсутствии фактов неполноты бюджетной отчетности с указанием причин и последствий;

- информация о наличии/отсутствии фактов недостоверности показателей бюджетной отчетности; о наличии/отсутствии фактов, способных негативно повлиять на достоверность отчетности;

- информация о наличии/отсутствии фактов нарушения бюджетного законодательства с указанием причин и последствий;

- информация об исполнении целевых программ;

- информация о прозрачности и информативности бюджетной отчетности;

- информация об эффективности и результативности использования бюджетных средств.

3.6. На основании внешней проверки отчета об исполнении бюджета Суражского муниципального района и с учётом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств готовится заключение по итогам внешней проверки исполнения бюджета Суражского муниципального района за отчетный финансовый год.

3.7. В ходе внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета осуществляется:

1) Оценка соблюдения требований бюджетного законодательства при составлении отчета об исполнении бюджета по:

- полноте представленных к отчету документов и материалов;

- структуре отчета.

В ходе проверки по данному вопросу необходимо определить наличие представленных материалов и документов к отчету об исполнении бюджета, его содержание и структуру соответствующим нормам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2) Оценка фактического исполнения бюджета по:

- доходам и заимствованиям по всем источникам;

- расходным обязательствам бюджета по классификации расходов, а также ведомственной структуре расходов бюджета;

- расходным обязательствам бюджета на долгосрочные и ведомственные целевые программы.

Проверка исполнения доходной части бюджета охватывает:

- общий анализ налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений бюджета;

- полноту отражения в доходах бюджета источников, которые в соответствии с действующим законодательством должны отражаться в доходах бюджета;

- анализ внесения изменений в объемы доходной части в ходе исполнения бюджета;

- соответствие фактического поступления доходных источников бюджета с запланированными объемами в решении о бюджете, уровень исполнения, причины отклонения.

Проверка исполнения расходной части бюджета охватывает:

- объем и структуру кассовых расходов по обязательствам бюджета;

- объем и структура муниципального долга, соблюдения по итогам исполнения бюджета его верхнего предела;

- объемы обслуживания и погашения муниципального долга, их соответствие показателям, утвержденным в решении о бюджете;

- достоверность учета операций по формированию, обслуживанию и погашению муниципального долга;

- целевое использование кредитов, наличие остатка задолженности по кредитам.

Проверка годового отчета об исполнении бюджета, составленного в соответствии со структурой решения о бюджете, бюджетной классификацией, применяемой в отчетном году, и документов, представленных финансовым отделом администрации, начинается с момента представления его в Контрольно-счетную палату.

3.8. Направления работы по проверке годового отчета об исполнении бюджета:

3.8.1. Экспертно-аналитическая работа по проверке отчета об исполнении бюджета проводится по следующим направлениям:

- общая характеристика исполнения бюджета;

- организация бюджетного процесса в Суражского муниципального района, утверждение и исполнение бюджета (с учетом внесенных изменений);

- анализ исполнения доходной части бюджета;

- дефицит бюджета;

- анализ исполнения расходной части бюджета;

- анализ исполнения текстовых статей решения о бюджете;

- анализ отчетов о расходовании средств резервных и других фондов, образованных администрацией Суражского района;

- анализ информации о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;

- анализ информации о выполнении программы муниципальных внутренних заимствований;

- анализ информации о выполнении программы муниципальных гарантий.

3.8.2. Общая характеристика исполнения бюджета.

Необходимо провести анализ соответствия отчета об исполнении бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации.

3.8.3. Анализ исполнения доходной части бюджета.

Анализ заключается в оценке:

- исполнения показателей доходной части бюджета;

- исполнения по доходам по отношению к утвержденным показателям;

- средств, полученных бюджетом в виде безвозмездных поступлений.

3.8.4. Дефицит бюджета.

В этом разделе следует оценить соответствие:

- нормативных документов по вопросам формирования источников финансирования дефицита бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации и другим законодательным актам;

- фактического размера дефицита, источников его покрытия принятым в решении о бюджете.

Необходимо выполнить анализ источников финансирования дефицита бюджета.

3.8.5. Анализ исполнения расходной части бюджета.

Оценка исполнения бюджета по расходам по отношению к утвержденному бюджету на год. Изменения расходной части бюджета.

Исполнение расходной части бюджета в разрезе разделов и подразделов классификации расходов.

Исполнение расходной части бюджета по целевым статьям и видам расходов в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета с учетом результатов проверок бюджетной отчетности ГАБС и (при наличии) контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в течение отчетного года.

При анализе исполнения расходной части бюджета следует учитывать расходы на предоставление межбюджетных трансфертов, относимые на все подразделы в соответствии с отраслевой принадлежностью.

3.8.6. Анализ отчетности о расходовании средств резервного фонда администрации  Суражского района.

В ходе анализа проверяется:

- наличие положения о резервном фонде;

- соответствие положения о резервном фонде требованиям статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имея в виду, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем году;

- соответствие фактического использования средств резервного фонда положению.

3.8.7. Анализ информации о выполнении программы муниципальных гарантий.

Проверяется выполнение требований бюджетного законодательства и решения о бюджете, в части:

- предоставления гарантий;

- соблюдения верхнего предела долга по предоставленным муниципальным гарантиям, объема гарантий по каждому направлению (цели) и объема бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.

3.8.8. Анализ информации о выполнении программы муниципальных внутренних заимствований.

Проверить обоснованность получения бюджетных кредитов, полноту и своевременность погашения основного долга и процентов.

При осуществлении государственного займа путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования проверяется соблюдение требований бюджетного законодательства по данному вопросу. Определяется степень эффективности размещения муниципальных ценных бумаг и долговой нагрузки на бюджет.

Проанализировать расходы на обслуживание муниципального долга и расчет долговой нагрузки на бюджет.

3.9. Заключение по итогам внешней проверки исполнения бюджета за отчетный финансовый год должны включать следующие основные положения:

- анализ соответствия исполнения решения о бюджете на отчетный финансовый год основным направлениям бюджетной и налоговой политики;

- установление достоверности отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, в том числе:

1) оценка отчета по доходам бюджета по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, предусматривающая администрирование доходов, включающая:

- оценку соответствия показателей бюджетной отчетности показателям годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год. Сравнение результатов проверки Контрольно-счетной палаты и соответствующих показателей бюджетной отчетности администратора доходов;

- оценку уровня поступления доходов, закрепленных за администратором доходов, по сравнению с годом, предшествующим отчетному периоду;

2) оценка отчета по расходам бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов, ведомственной классификации установленным приложениями к решению о бюджете на отчетный финансовый год, включающая:

- оценку соответствия показателей бюджетной отчетности ГАБС показателям годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год. Сравнение результатов проверок Контрольно-счетной палаты и соответствующих показателей отчета об исполнении бюджета;

- анализ причин неиспользования бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете на отчетный финансовый год, неисполнения расходов;

- выявленные отклонения отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год от установленных показателей бюджета и предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- анализ причин нарушений (неэффективных расходов, нецелевых расходов, расходов, осуществленных в отчетном периоде в нарушение действующего законодательства).

- анализ результатов внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС, включающий:

- информацию о плановом и фактическом исполнение расходов, доходов и источников финансирования дефицита бюджета ГАБС, в том числе расходов и доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- информацию о наличии/отсутствии фактов неполноты бюджетной отчетности с указанием причин и последствий;

- информацию о наличии/отсутствии фактов недостоверности показателей бюджетной отчетности; о наличии/отсутствии фактов, способных негативно повлиять на достоверность отчетности;

- информацию о наличии/отсутствии фактов нарушения бюджетного законодательства с указанием причин и последствий;

- информацию об исполнении целевых программ;

- информацию о прозрачности и информативности бюджетной отчетности;

- информацию об эффективности и результативности использования бюджетных средств.

3.10. Заключение Контрольно-счетной палаты по итогам внешней проверки отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год должно иметь следующую структуру:

1) Общие положения.

2) Основные характеристики исполнения бюджета.

3) Доходы бюджета.

4) Расходы бюджета.

5) Дефицит бюджета и источники его финансирования.

6) Муниципальный долг.

7) Анализ бюджетной отчетности, включающий:

- оценку полноты и достоверности показателей бюджетной отчетности и ее соответствия требованиям нормативных правовых актов;

- анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

         8) Выводы                                                                     

         9) Предложения

         10) Приложения к заключению Контрольно-счетной палаты на отчет об исполнении бюджета Суражского муниципального района за отчетный финансовый год (при наличии).