КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

СУРАЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

СФК 104 «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

(утвержден приказом врио председателя Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района от 05.05.2015г.  №4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУРАЖ

2015

 

Содержание

 

 

1. Общие положения. 2

 

2. Требования к проведению экспертизы муниципальной программы.. 4

 

3. Требования к оформлению результатов экспертизы.. 6

 


1. Общие положения

 

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Финансово-экономическая экспертиза муниципальных программ» (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 12 Положения о Контрольно-счетной палате Суражского муниципального района, утвержденного Решением Суражского районного Совета народных депутатов от 26.12.2014 года №59, на основе типового стандарта «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ», утвержденного решением Президиума Союза МКСО (протокол заседания Президиума СМКСО от 19.05.2013 г. № 2 (33).

1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 12.05.2012 года, Общими требованиями к стандартам внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, утвержденными Коллегией   Контрольно-счетной палатой Брянской области 30.05.2012 года.

1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения в пределах полномочий Контрольно-счетной палатой Суражского муниципального района (далее – Контрольно-счетная палата) финансово-экономической экспертизы муниципальных программ проектов  муниципальных программ Суражского муниципального района (далее – муниципальные программы).

1.4. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами Контрольно-счетной палаты  и привлеченными экспертами, участвующими в проведении финансово-экономической экспертизы муниципальных программ.

1.5. Финансово-экономическая экспертиза (далее – экспертиза) муниципальных программ осуществляется на основании пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 7 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

1.6. Экспертиза муниципальных программ является экспертно-аналитическим мероприятием.

1.7.  Целью экспертизы является подтверждение полномочий по установлению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия расходного обязательства для бюджета Суражского муниципального района.

1.8. Экспертиза муниципальной программы не предполагает оценку общего социального, экономического эффекта от реализации муниципальной программы, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии программы. В пределах своей компетенции Контрольно-счетная палата вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.

1.9. Экспертиза муниципальной программы включает оценку ее соответствия Стратегии социально-экономического развития Суражского муниципального района, нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, Брянской области, Суражского муниципального района в соответствующей сфере.

1.10. Основными задачами экспертизы муниципальной программы является оценка:

-                     соответствия положений муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;

-                     корректности определения ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;

-        целостности и связанности задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;

-        обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.

1.11. Основные термины и понятия:

финансово-экономическая экспертиза муниципальной программы – экспертно-аналитическое мероприятие, представляющее собой исследование с целью оценить нормативный правовой акт с точки зрения обеспеченности решений финансовыми, организационными и иными мерами, целесообразности предполагаемых затрат с учетом ожидаемых результатов;

целевые (индикативные) показатели, индикаторы – показатели, установленные программой, для оценки степени достижения поставленных программой целей и задач.

 

2. Требования к проведению экспертизы муниципальной программы

 

2.1. Объем экспертизы муниципальной программы определяется инспектором, ответственным за ее проведение, по согласованию с председателем Контрольно-счетной палаты, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления.

2.2. При необходимости инспектором, по согласованию с председателем Контрольно-счетной палаты, при проведении экспертизы могут быть определены вопросы, на которые участвующим в проведении экспертизы, предлагается обратить особое внимание.

2.3. При проведении экспертизы муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств бюджета Суражского муниципального района.

2.4. В ходе проведения экспертизы муниципальных программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:

-            соответствие целей муниципальной программы поставленной проблеме, соответствие планируемых задач целям программы;

-            соответствие целей, задач муниципальной программы Стратегии социально-экономического развития Суражского муниципального района;

-            четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальная достижимостьв установленные сроки реализации программы;

-            наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;

-            взаимосвязанность программных мероприятий, в том числе по срокам реализации;

-            соответствие программных мероприятий целям и задачам программы;

-            наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов;

-            обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;

-            обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям, для бюджетного финансирования – в разрезе целевых статей и направлений расходования;

-            обоснованность объемов и механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств иных источников для реализации муниципальной программы;

-                     четкая формулировка, простота понимания индикаторов (целевых, индикативных показателей);

-                     наличие достоверного источника информации или методики расчета индикаторов (целевых, индикативных показателей);

-                     наличие взаимосвязи между индикаторами (целевыми, индикативными показателями) и программными мероприятиями;

-                     наличие ответственных лиц (подразделений) за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;

-                     механизм управления муниципальной программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы.

2.5. При необходимости освещается вопрос правомерности и обоснованности внесенных изменений в муниципальную программу, соответствия их показателям бюджета Суражского муниципального района, а также:

-                     корректности изменений (отсутствие изменений муниципальной программы «задним числом»);

-                     логичности изменений (отсутствие внутренних противоречий в новом варианте муниципальной программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий, целевых (индикативных) показателей и ожидаемых результатов);

-                     целесообразности изменений (потенциальная эффективность предлагаемых мер).

2.6. Срок проведения экспертизы проектов муниципальных программ, представленных с проектом бюджета Суражского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, исчисляется из расчета не более 5 рабочих дней на одну программу со дня, следующего за днем направления  заключения на проект бюджета в Суражский районный Совет народных депутатов.

     2.7. Экспертиза муниципальных программ проводится в порядке, определенном стандартом СФК 54 «Порядок проведения экспертно-аналитического мероприятия».

    

3. Требования к оформлению результатов экспертизы

 

3.1. По итогам экспертизы проектов муниципальных программ, представленных с проектом бюджета города Брянска на очередной финансовый год и на плановый период, составляется заключение по каждой муниципальной программе.

3.2. Заключение состоит из вводной и содержательной частей.

3.3. Во вводной части заключения указываются реквизиты документов, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, перечень документов, предоставленных с проектом муниципальной программы, перечень дополнительно запрошенных и/или изученных в ходе экспертизы документов, материалы которых были учтены при подготовке заключения, сведения о привлеченных экспертах, описываются исследуемые расходные обязательства.

3.4. В содержательной части заключения исследуется муниципальная программа, в том числе общее изменение объема финансирования с оценкой его обоснованности, проверяются соответствие объемов финансирования паспорту программы, изменение целевых показателей в связи с изменением объемов финансирования с оценкой их обоснованности; дается оценка финансовых последствий принимаемых изменений; делаются выводы и даются рекомендации.

В содержательной части заключения, как правило, отражаются наиболее существенные проблемные вопросы, выявленные в ходе экспертизы в отношении следующих элементов и принципиальных решений проекта муниципальной программы:

- определения целей, выбора ожидаемых результатов;

- постановки задач, выбора принципиальных подходов решения проблемы (улучшения состояния жизнедеятельности муниципального образования);

- определение целевых, индикативных показателей (индикаторов);

- распределения задач и мероприятий между соисполнителями муниципальной программы;

- формирования программных мероприятий, в том числе определения параметров сводных муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

- установления финансовых потребностей муниципальной программы, в том числе с учетом выпадающих доходов бюджета Суражского муниципального района при возникновении таковых в связи с принятием/изменением муниципальной программы;

- данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам.

3.5. Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы и (при необходимости) на действующее законодательство, положения нормативно-правовых актов муниципального образования.

3.6. В заключении по итогам финансово-экономической экспертизы выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком муниципальной программы замечаний и предложений, изложенных в заключении, внесения изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.

3.7. Заключение по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы  подписывается председателем Контрольно-счетной палаты, а также участниками экспертизы.

Заключение с сопроводительным письмом направляется субъекту правотворческой инициативы проекта муниципальной программы.

     3.8. По итогам экспертизы муниципальных программ составляется отчет в порядке, определенном стандартом СФК 54 «Порядок проведения экспертно-аналитического мероприятия».