Контрольно-счётная палата

СУРАЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

СФК 53 «ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СРЕДСТВ»

 

(утвержден приказом врио председателя Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района от 05.05.2015г. №4)

 

 

 

 

 

СУРАЖ

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения………………………………………………………………...3

 

2. Содержание аудита эффективности……………………………………………..3

 

3. Определение эффективности использования муниципальных средств……….4

 

4. Особенности организация аудита эффективности……………………………...6

 

5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности…….7

 

5.1. Содержание предварительного изучения……………………………………...7

5.2. Цели и вопросы аудита эффективности……………………………………….8

5.3. Критерии оценки эффективности использования муниципальных средств………………………………………………………………………………..9

 

5.4. Способы проведения  аудита эффективности……………………………….10

 

5.5. Программа проведения аудита эффективности……………………………..12

 

6. Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических

данных и  информации……………………………………………………………..12                                                                                             

 

6.1. Сбор и анализ фактических данных и информации…………………………12                                        

 

6.2. Методы получения информации……………………………………………...13

                                                                      

7. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности……………...14                       

 

7.1. Заключения и выводы…………………………………………………………14                                                                                       

 

7.2. Рекомендации ………………………………………………………………….16                                                                                                    

 

7.3. Отчет о результатах аудита эффективности…………………………………17                                                   

 

Приложение. Порядок действий в процессе организации и проведения

аудита эффективности……………………………………………………………..19                                                                                              

 

 

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК «Проведение аудита эффективности использования муниципальных средств» (далее – Стандарт) предназначен для методологического обеспечения реализа­ции задачи Контрольно-счетной палаты Суражского муниципального района (далее – Контрольно-счетная палата) по определению эффек­тивности расходов муниципальных средств в соответствии со статьей 12 Положение о Контрольно-счетной палате.

1.2. Стандарт разработан на основе СФК 104 «Проведение аудита эффек­тивности использования государственных средств» Счетной палаты Россий­ской Федерации  с учетом международных стандартов в области государствен­ного контроля, аудита и финансовой отчетности.

1.3. Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, ко­торые должны выполняться в Контрольно-счетной палате при организации и проведении аудита эффективности использования муниципальных средств, с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, определенных в СФК 51 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» Контрольно-счетной палаты.

 

2. Содержание аудита эффективности

 

2.1. Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования муниципальных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для дос­тижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономи­ческих задач и выполнения возложенных функций.

2.2. Предметом аудита эффективности является использование муници­пальных средств, состав которых  определен в стандарте финансового кон­троля, устанавливающем общие правила проведения контрольного мероприя­тия.

В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий Контрольно-счетной палаты проверяются и анализируются:

- организация и процессы использования муниципальных средств;

- результаты использования муниципальных средств;

- деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию муниципальных средств.

2.3. Проверяемыми объектами при проведении аудита эффективности яв­ляются организации и учреждения, на которые распространяются контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты, установленные статьей 5 Положения «О Кон­трольно-счетной палате Суражского муниципального района». По результатам проверки и анализа деятельности указанных объектов определя­ется степень эффективности использования ими муниципальных средств.

 

3. Определение эффективности использования муниципальных средств

 

3.1. Эффективность использования муниципальных средств характеризу­ется соотношением между результатами использования муниципальных средств и затратами на их достижение, которое включает определение эконо­мичности, продуктивности и результативности использования муниципальных средств.

Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

При проведении конкретного аудита эффективности устанавливается, на­сколько экономично, продуктивно и результативно использованы муниципаль­ные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, ре­шение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций, или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использова­ния муниципальных средств.

3.2. Экономичность характеризует взаимосвязь между объемом муници­пальных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества.  

Использование муниципальных средств  является экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением их наимень­шего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с исполь­зованием заданного объема муниципальных средств (относительная экономия).

Определение экономичности использования муниципальных средств проверяемым объектом осуществляется посредством проверки и анализа ис­точников и способов приобретения необходимых ресурсов (например, проведе­ние конкурсов). Проводится сравнение затраченных объектом проверки средств на приобретение ресурсов с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций.

Для оценки экономичности использования муниципальных средств необ­ходимо установить, имелись ли у объекта проверки возможности приобретения ресурсов наиболее экономным способом и их более рационального использова­ния для того, чтобы достигнуть поставленные цели на основе использования меньшего объема муниципальных средств или получить более высокие резуль­таты деятельности при заданном объеме средств.

3.3. Продуктивность использования муниципальных средств определя­ется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных ус­луг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на по­лучение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

Использование муниципальных средств объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продукции и оказанной услуги или объем произведенной про­дукции и оказанной услуги на единицу затрат будут равны или меньше соот­ветствующих запланированных показателей.

Для оценки продуктивности использования муниципальных средств должны применяться плановые и фактические результаты деятельности объ­екта проверки, выраженные в соответствующих количественных показателях, а также нормативы бюджетных расходов на оказание муниципальных услуг и другие нормативы, определяющие планируемые уровни затрат различных ви­дов ресурсов.

Если такие нормативы отсутствуют, фактически полученные соотноше­ния между затратами и результатами сравниваются с аналогичными соотноше­ниями, достигнутыми объектом в предшествующий период, или же с соотно­шениями между затратами и результатами в других организациях или учрежде­ниях Российской Федерации, осуществляющих деятельность в проверяемой сфере использования муниципальных средств.

3.4. Результативность характеризуется степенью достижения заплани­рованных результатов использования муниципальных средств или деятельно­сти объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономиче­ской результативности и социально-экономического эффекта.

Экономическая результативность определяется путем сравнения достиг­нутых и запланированных экономических результатов использования муници­пальных средств или деятельности объектов, которые выступают в виде кон­кретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказан­ных услуг, количество людей, получивших услуги, и т. п.).

Социально-экономический эффект использования муниципальных средств определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы муниципальные средства.

Социально-экономический эффект показывает, как экономические ре­зультаты использования муниципальных средств или деятельности проверяе­мых объектов оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, то есть тех, в чьих интересах были использованы муниципальные средства.

3.5. В процессе аудита эффективности необходимо определять экономи­ческую результативность использования муниципальных средств, выявлять и оценивать полученный социально-экономический эффект, чтобы на основе со­вокупности указанных оценок можно было сделать обоснованные выводы об уровне эффективности использования муниципальных средств.

В случаях, когда бюджетные средства израсходованы на оказание опре­деленных услуг в полном объеме, результатом бюджетных расходов будет на­личие данных услуг в запланированном количестве и требуемого качества, но эти услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, социально-экономический эффект оценивается как весьма низ­кий.

При определении социально-экономического эффекта использования му­ниципальных средств необходимо выявлять и анализировать факторы, которые оказали на него влияние, но не были связаны с использованием муниципальных средств или деятельностью проверяемых объектов, а также оценивать степень их воздействия на данный социально-экономический эффект.

 

4. Особенности организации аудита эффективности

 

4.1. Проведение аудита эффективности включает следующие этапы, кото­рые осуществляются с учетом общих правил проведения контрольного меро­приятия, определенных в СФК 51 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» Контрольно-счетной палаты.

На первом этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов для определения целей конкретного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его проведения, по результатам которых подготавливается программа проведения аудита эффективности.

На втором этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ ре­зультатов использования муниципальных средств в соответствии с вопросами программы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осущест­вляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фикси­рующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подго­товки заключений, выводов и рекомендаций.

На третьем этапе аудита эффективности подготавливается отчет, вклю­чающий заключения, выводы и рекомендации, также оформляются другие до­кументы по его результатам.

Рекомендуемый порядок действий в процессе организации и проведения аудита эффективности представлен в приложении к Стандарту.

4.2. Организация аудита эффективности по всем основным параметрам контрольного мероприятия имеет существенные отличия от финансового ау­дита, которые обусловлены более сложной методологией его проведения начи­ная от предварительного изучения предмета и проверяемых объектов до оформления отчета о результатах аудита эффективности.

В процессе аудита эффективности, как правило, используется значитель­ный объем контрольных, аналитических и оценочных методов и процедур, со­бирается обширная информация и изучается большое количество  документов и материалов для формирования доказательств, которые требуют значительных затрат времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Особенностью осуществления аудита эффективности является срок его проведения, который должен быть, как правило, в пределах 10 месяцев, а также соотношение затрат времени между этапами, которое может варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от целей, характера предмета, объек­тов и масштаба проведения аудита эффективности.

4.3. Для успешного и качественного проведения аудита эффективности, как правило, требуются определенные профессиональные знания проверяемой сферы использования муниципальных средств и особенностей деятельности объектов проверки. В этом случае для проведения аудита эффективности может быть создан специальный экспертный совет из привлекаемых независимых внешних экспертов (специалистов) необходимого профиля и сотрудников Кон­трольно-счетной палаты в порядке, который устанавливается соответствующим положением, утверждаемым председателем Контрольно-счетной палаты.

Экспертный совет формируется на этапе предварительного изучения и действует до завершения подготовки отчета о результатах аудита эффективно­сти. Для специалистов разрабатываются рекомендации в отношении формули­ровок целей и вопросов данного аудита эффективности, выбора критериев оценки эффективности, определения методов проведения проверки и сбора ин­формации, обоснования заключений, выводов и рекомендаций по результатам аудита эффективности. При этом члены экспертного совета не вправе вмеши­ваться в ход аудита эффективности и не могут подменять специалистов при вы­полнении программы его проведения.

Независимые внешние эксперты (специалисты) привлекаются к проведе­нию аудита эффективности также путем включения их в состав группы специалистов для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок в соответствии с порядком, установленным соответствующим стандартом финансового контроля Контрольно-счетной па­латы.

 

5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности

 

5.1. Содержание предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности

5.1.1. При проведении каждого конкретного аудита эффективности про­водится этап предварительного изучения его предмета и проверяемых объек­тов, необходимый для подготовки к проведению проверки и оценки результа­тов использования муниципальных средств.

В процессе предварительного изучения определяются:

- цели данного аудита эффективности, вопросы проверки и анализа;

- способы его проведения и методы сбора фактических данных и информа­ции;

- критерии оценки эффективности использования муниципальных средств.

По результатам предварительного изучения подготавливается программа проведения аудита эффективности.

Предварительное изучение должно проводиться таким образом, чтобы еще до начала непосредственной проверки на объектах было четко определено и понятно, что и как необходимо проверять и анализировать, как организовать и провести эту работу с наименьшими затратами.

5.1.2. Для качественного проведения предварительного изучения объек­тов аудита эффективности рекомендуется составить план, который может включать перечень вопросов для изучения, распределение  инспекторов по про­веряемым объектам и вопросам изучения, источники получения информации, сроки изучения вопросов и представления материалов.

5.1.3. В процессе предварительного изучения осуществляется сбор и про­водится анализ необходимой информации, касающейся предмета аудита эф­фективности и деятельности проверяемых объектов, выявляются и анализиру­ются существующие риски неэффективного использования муниципальных средств, проводятся консультации с независимыми организациями и внешними экспертами (специалистами), а также, при наличии возможности, собеседова­ния с руководителями и сотрудниками объектов проверки.

5.1.4. Результаты предварительного изучения предмета аудита эффектив­ности и проверяемых объектов фиксируются в рабочей документации и должны содержать соответствующие аналитические и иные материалы, служа­щие обоснованием для выбранных целей данного аудита эффективности, во­просов проверки и анализа, способов его проведения, методов сбора фактиче­ских данных и информации, а также критериев оценки эффективности исполь­зования муниципальных средств.

 

5.2. Цели и вопросы аудита эффективности

5.2.1. Для осуществления конкретного аудита эффективности необходимо выбирать, как правило, несколько целей, которые определяют границы содер­жания предмета, сформулированного в его наименовании. Формулировки этих целей должны указывать, на какие основные вопросы, относящиеся к оценке эффективности использования муниципальных средств в рамках предмета ау­дита эффективности и деятельности проверяемых объектов, ответит его прове­дение.

5.2.2. Цели выбираются путем последовательного исключения из их воз­можного перечня тех вопросов содержания предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов, которые по результатам предваритель­ного изучения не имеют существенных негативных проблем.

Цели аудита эффективности должны быть направлены на такие аспекты проверяемой сферы использования муниципальных средств и деятельности объектов проверки, в которых выявлена высокая степень рисков неэффектив­ного использования муниципальных средств, чтобы результаты проверки могли дать наибольший эффект от проведения данного аудита эффективности.

Цели аудита эффективности определяются также исходя из содержания целей и задач проверяемой сферы использования муниципальных средств или деятельности проверяемых объектов, а также запланированных результатов их достижения и выполнения.

5.2.3. Цели аудита эффективности должны иметь четкие формулировки и включать определение экономичности, продуктивности и результативности ис­пользования муниципальных средств в совокупности или их оценки в различ­ном сочетании, в соответствии с которыми можно было бы сделать отвечающие им выводы и рекомендации по результатам аудита эффективности.

5.2.4. Вопросы аудита эффективности определяются по каждой цели и должны ей соответствовать. Перечень и содержание вопросов должны быть та­кими, чтобы результаты их проверки и анализа, выступающие в форме полу­ченных доказательств, обеспечивали достижение поставленной цели аудита эффективности.

Количество вопросов по каждой цели аудита эффективности должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть существенными и важными для определения эффективности использования муниципальных средств в прове­ряемой сфере.

 

5.3. Критерии оценки эффективности использования муниципальных средств

5.3.1. Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов ис­пользования муниципальных средств и (или) деятельности объектов проверки, которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие ре­зультаты являются свидетельством эффективного использования муниципаль­ных средств.

Критерии оценки эффективности выбираются для каждой установленной цели аудита эффективности. Они должны соответствовать цели аудита эффек­тивности и служить основой для заключений и выводов об эффективности (экономичности, продуктивности, результативности) использования муници­пальных средств, которые делаются путем сравнения фактических данных о ре­зультатах использования муниципальных средств, полученных в процессе про­верки и анализа, с установленными критериями.

5.3.2. Выбор критериев оценки эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов после определения его целей на основе анализа сле­дующих источников:

- законодательных и иных нормативных правовых актов, а также докумен­тов, относящихся к предмету аудита эффективности или деятельности прове­ряемых объектов, которые устанавливают правила, требования, процедуры ор­ганизации и запланированные показатели результатов использования муници­пальных средств;

- результатов деятельности проверяемых объектов  в предшествующий пе­риод или работы других организаций или учреждений Российской Федерации, которые осуществляют деятельность в проверяемой сфере использования му­ниципальных средств или выполняют аналогичные виды работ;

- материалов соответствующих государственных статистических данных.

5.3.3. Качество результатов аудита эффективности в значительной мере зависит от точного определения критериев оценки эффективности, которые должны быть объективными, четкими, сравнимыми, достаточными.

Критерии являются объективными в том случае, если они выбраны в ре­зультате всестороннего анализа проверяемой сферы использования муници­пальных средств и деятельности объектов проверки, отражают их особенности и соответствуют целям аудита эффективности.

Четкость критериев заключается в том, что они должны иметь формули­ровки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям ни со стороны проверяющих или проверяемых, ни со стороны будущих пользователей отчета о результатах данного аудита эф­фективности.

Сравнимость критериев состоит в том, чтобы они увязывались с крите­риями оценки эффективности, использованными при проведении аналогичного аудита эффективности в данной сфере использования муниципальных средств или на подобных объектах, а также сами могли применяться при проведении аналогичного аудита эффективности.

Критерии являются достаточными в том случае, когда на основе их сово­купности делаются обоснованные заключения и выводы об эффективности ис­пользования муниципальных средств в соответствии с поставленными целями аудита эффективности.

5.3.4. Количество критериев оценки эффективности в каждом аудите эф­фективности может быть различным в зависимости от особенностей предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов. Необходимо, чтобы состав критериев был достаточным для формирования обоснованных за­ключений и выводов по результатам аудита эффективности в соответствии с поставленными целями.

5.3.5. В процессе выбора критериев целесообразно обсудить и желательно согласовать с руководством объектов проверки и других заинтересованных ор­ганов местного самоуправления, муниципальных органов перечень критериев, включаемых в программу аудита эффективности, который будет применяться для оценки эффективности использования муниципальных средств.

 

5.4. Способы проведения аудита эффективности

5.4.1. В ходе предварительного изучения необходимо выбрать способы   проведения аудита эффективности с учетом того, что проблемы, связанные с эффективностью использования муниципальных средств, как правило, сущест­вуют и проявляются в большом разнообразии форм, имеют достаточно слож­ные комплексные причинно-следственные связи.

Способы осуществления аудита эффективности могут быть различными в зависимости от содержания его предмета, особенностей деятельности объектов проверки, а также целей конкретного аудита эффективности.

5.4.2. Аудит эффективности осуществляется посредством проверки и ана­лиза:

а) организации использования муниципальных средств;

б) результатов использования муниципальных средств;

в) отдельных аспектов использования муниципальных средств в прове­ряемой сфере или в деятельности проверяемых объектов.

5.4.3. Проверка и анализ организации использования муниципальных средств является, как правило, исходным пунктом проведения аудита эффек­тивности. Проверяются и анализируются системы управления, планирования, мониторинга и контроля в проверяемой сфере использования муниципальных средств в соответствии с установленными критериями.

Определяются наличие, надежность и результативность функционирова­ния на проверяемых объектах внутреннего контроля, его способность обеспе­чивать в должной мере достижение запланированных результатов использова­ния муниципальных средств. Как правило, тщательно изучаются и проверяются только те элементы системы контроля, в которых может существовать высокая степень риска их ненадежности. Кроме того, при проверке необходимо учиты­вать влияние того или иного элемента системы контроля на достижение запла­нированных результатов.

В случае, если установлено, что система внутреннего контроля функцио­нирует достаточно эффективно, можно предполагать, что конечные результаты, достигнутые в проверяемой сфере использования муниципальных средств или в работе проверяемого объекта, являются вполне удовлетворительными и не тре­буют специальной проверки.

5.4.4. При анализе результатов использования муниципальных средств в проверяемой сфере проводится сравнительная оценка фактических и заплани­рованных результатов, причем на начальном этапе проверяются и изучаются результаты работы, а не применявшиеся для их достижения методы или про­цессы. Для такого подхода  необходимы соответствующие критерии  в целях качественной и количественной оценки достигнутых результатов использова­ния муниципальных средств.

Если достигнутые результаты деятельности объекта проверки являются неудовлетворительными, то есть установлено, что они не соответствуют уста­новленным критериям оценки эффективности, проверка должна быть продол­жена в той мере, в какой это необходимо для выявления конкретных причин, которые привели к неудовлетворительным результатам.

Если в ходе проверки установлено, что результаты оказались удовлетво­рительными, это означает минимальный риск наличия серьезных недостатков в проверяемой сфере использования муниципальных средств или в деятельности объекта проверки. В этом случае определяется наличие резервов для получения более высоких результатов и формулируются соответствующие рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных средств.

5.4.5. Для проведения проверки и анализа отдельных аспектов использо­вания муниципальных средств необходимо выбирать такие конкретные аспекты в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки, результаты про­верки и анализа которых дают возможность не только сделать обобщенные вы­воды об эффективности использования муниципальных средств в рамках пред­мета аудита эффективности, но и могут быть использованы для повышения эф­фективности использования муниципальных средств во всей проверяемой сфере или для совершенствования деятельности других организаций или учре­ждений в данной сфере.

Выбор конкретных аспектов использования муниципальных средств осуществляется с учетом степени их влияния на результаты использования му­ниципальных средств в проверяемой сфере или на деятельность объектов про­верки и определяется целями и вопросами аудита эффективности. Если в ре­зультате проверки и анализа выбранных аспектов выявлены серьезные недос­татки и проблемы, это может быть веским основанием для вывода о неэффек­тивном использовании муниципальных средств в рамках предмета аудита эф­фективности.

5.4.6. Способы проведения аудита эффективности могут применяться в  различном сочетании в зависимости от поставленных целей. На основе выбран­ных способов проведения аудита эффективности определяются методы осуще­ствления проверки, сбора и анализа фактических данных и информации в соот­ветствии с установленными критериями оценки эффективности.

 

5.5. Программа проведения аудита эффективности

5.5.1. По результатам предварительного изучения руководитель кон­трольного мероприятия подготавливает и представляет председателю Кон­трольно-счетной палаты, ответственному за его проведение, проект программы аудита эффективности, а также, в случае необходимости, аргументированные предложения об уточнении или изменении его наименования и объектов аудита эффективности.

5.5.2. При разработке программы проведения аудита эффективности не­обходимо руководствоваться СВМФК «Общие правила проведения контроль­ного мероприятия» Контрольно-счетной палаты, устанавливающего структуру, содержание и форму про­граммы проведения контрольного мероприятия.

В программе проведения аудита эффективности по каждой его цели при­водится  перечень установленных критериев оценки эффективности.

 

6. Проведение проверки на объектах, сбор и анализ

фактических данных и информации

 

6.1. Сбор и анализ фактических данных и информации

6.1.1. Фактические данные и информация о результатах использования муниципальных средств собираются посредством проведения проверки дея­тельности объектов аудита эффективности, а также изучения документов и ма­териалов, имеющих отношение к его предмету, в том числе получаемых из дру­гих различных источников.

На основе анализа этих данных формируются доказательства, которые используются для того, чтобы:

- определить, соответствуют ли результаты использования муниципальных средств и деятельности проверяемых объектов установленным критериям оценки эффективности;

- обосновать заключения о выявленных недостатках и сделать выводы по результатам аудита эффективности;

- выявить возможности для совершенствования деятельности проверяемых объектов и повышения эффективности использования муниципальных средств, а также сформулировать соответствующие рекомендации.

В составе доказательств также должны использоваться фактические дан­ные и информация, собранные в процессе предварительного изучения предмета аудита эффективности и проверяемых объектов, полученных на этапе проведе­ния проверки.

6.1.2. В отличие от финансового аудита, в котором доказательства под­тверждают выявленные факты нарушения нормативных правовых актов, дока­зательства, получаемые в ходе проведения аудита эффективности, должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов проверки, которые приводят к неэффективному использованию ими муниципальных средств.

Для того чтобы доказательства, используемые для обоснования заключе­ний и выводов по результатам аудита эффективности, были убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников (финансо­вой и статистической отчетности, первичных бухгалтерских и других докумен­тов) и представлены в разнообразных формах, совокупность которых включает материальные, документальные, устные и аналитические доказательства.

Процесс сбора фактических данных должен быть организован таким об­разом, чтобы заключения и выводы по итогам аудита эффективности, сделан­ные на основе собранных доказательств, были способны выдержать критиче­ский анализ.

6.1.3. Фактические данные и информация, полученные по результатам проверки на объектах, отражаются в актах, которые оформляются в соответст­вии с требованиями стандарта финансового контроля, устанавливающего об­щие правила проведения контрольного мероприятия. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах.

 

6.2. Методы получения информации

6.2.1. Аудит эффективности может проводиться с использованием раз­личных методов получения и анализа информации, выбор которых осуществля­ется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получе­ния исчерпывающих доказательств, позволяющих сделать обобщенные заклю­чения и выводы.

6.2.2. Источниками первичной информации могут быть фактические дан­ные, полученные посредством проведения обследования, которое представляет собой метод сбора данных из различных источников, имеющих непосредствен­ное отношение к предмету или деятельности объектов аудита эффективности.

При решении вопроса о проведении обследования следует учитывать:

- насколько данные, полученные в результате обследования, могут быть использованы для соответствующих выводов по рассматриваемой проблеме;

- наличие уже существующей информации по данной проблеме в других организациях, занимающихся сбором соответствующих данных и имеющих ре­зультаты проведенных обследований, которые касаются предмета аудита эф­фективности;

- возможность осуществления такой выборки респондентов, которая по­зволит сделать обобщенные выводы относительно всей изучаемой проблемы;

- наличие ресурсов, необходимых для проведения обследования.

Обследование может проводиться непосредственно инспекторами или привлеченными специалистами. Должны быть подготовлены соответствующие формы и другие необходимые материалы, а также осуществлена обоснованная выборка объектов обследования. В рабочих документах необходимо четко опи­сать методику, использованную в процессе обследования.

 

7. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности

 

7.1. Заключения и выводы

7.1.1. Подготовку результатов аудита эффективности необходимо начи­нать со всестороннего анализа и сравнения собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе проверки актах и рабочих документах, с утвержденными критериями оценки эффективности. По результатам этого сравнения следует подготовить заключе­ния, которые должны указывать, в какой степени результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов про­верки соответствуют критериям оценки эффективности.

Если реальные результаты использования муниципальных средств в про­веряемой сфере и организация деятельности объектов проверки соответствуют установленным критериям, это означает, что муниципальные средства исполь­зуются с достаточной степенью эффективности. Их несоответствие свидетель­ствует о наличии недостатков и необходимости улучшения организации дея­тельности объектов проверки по использованию муниципальных средств. В случае выявления недостатков заключения  должны содержать конкретные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании муниципальных средств в проверяемой сфере или объектами  проверки.

7.1.2. При проведении сравнительного анализа и подготовке заключений по его результатам следует исходить только из полученных и собранных фак­тических данных, служащих надежными доказательствами сделанных заключе­ний. На основе заключений формулируются соответствующие выводы по каж­дой цели аудита эффективности, которые должны:

- содержать характеристику и значимость выявленных отклонений факти­ческих результатов использования муниципальных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки от критериев оценки эффективно­сти, установленных в программе аудита эффективности;

- определять причины выявленных недостатков, которые привели к неэф­фективному использованию муниципальных средств, и последствия, которые эти недостатки влекут или могут повлечь за собой;

- указывать ответственных должностных лиц, к компетенции которых от­носятся выявленные недостатки;

- включать общую оценку степени эффективности использования муници­пальных средств исходя из целей аудита эффективности.

Заключения о соответствии фактических результатов использования му­ниципальных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов про­верки установленным критериям оценки эффективности, а также сделанные на их основе выводы подготавливаются в произвольной форме в составе рабочей документации по проведению аудита эффективности.

7.1.3. Если в ходе проверки получены какие-либо фактические данные или выявлены проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения ут­вержденных критериев оценки эффективности, следует провести дополнитель­ное изучение вопроса, в процессе которого необходимо:

- определить, имеют ли эти данные случайный характер или же они свиде­тельствуют о наличии общей или системной проблемы в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки;

- оценить фактическое или возможное влияние данной проблемы на ре­зультаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки;

- установить причины наличия данной проблемы, для того чтобы подгото­вить соответствующие рекомендации по ее решению;

- проанализировать возможности устранения выявленной проблемы самим объектом проверки, поскольку эта проблема может быть результатом действий или событий, которые от него не зависят;

- обсудить данную проблему с экспертами и руководством объекта про­верки;

- собрать при необходимости дополнительные фактические материалы.

На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулиру­ются в выводах по результатам проверки. Если руководство объекта проверки знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов и соответствующим обра­зом отражать в отчете о результатах аудита эффективности.

 

7.2. Рекомендации

7.2.1. Подготовка рекомендаций является завершающей процедурой фор­мирования результатов аудита эффективности. В случае, если в ходе проверки выявлены недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность сущест­венно повысить качество и результаты работы объектов проверки, необходимо подготовить соответствующие рекомендации для принятия мер по устранению этих недостатков, которые включаются в отчет о результатах аудита эффектив­ности.

Если результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере или объектами проверки соответствуют установленным критериям и мо­гут быть признаны вполне удовлетворительными, это еще не означает, что ис­пользованы все имеющиеся возможности для более эффективного использова­ния муниципальных средств. Необходимо, основываясь на заключениях и вы­водах, сделанных по результатам аудита эффективности, находить эти возмож­ности и разрабатывать соответствующие рекомендации по совершенствованию деятельности объектов проверки в целях повышения эффективности использо­вания муниципальных средств.

7.2.2. Содержание рекомендаций должно соответствовать поставленным целям аудита эффективности и основываться на заключениях и выводах, сде­ланных по результатам аудита эффективности. Рекомендации необходимо формулировать таким образом, чтобы они были:

- направлены на устранение причин существования выявленного недос­татка или проблемы;

- обращены в адрес объектов проверки, органов местного самоуправления, муниципальных органов, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение;

- ориентированы на принятие объектами контроля конкретных мер по уст­ранению выявленных недостатков;

- экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполне­нием, не должны превышать получаемую выгоду;

- направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;

- четкими и простыми по форме.

7.2.3. Формулировки рекомендаций должны быть достаточно конкрет­ными, но без излишней детализации. В рекомендациях, как правило, излага­ются в общих чертах конкретные вопросы, которым адресаты должны уделить внимание и рассмотреть для принятия соответствующих решений. Достаточно лишь указать, что в принципе необходимо сделать объекту проверки или выше­стоящей организации для устранения недостатков и решения выявленных про­блем. При этом содержание рекомендаций должно быть таким, чтобы можно было проверить их выполнение.

Вопрос о разработке конкретных практических мер по устранению недос­татков в деятельности объектов проверки и повышению эффективности ис­пользования муниципальных средств, как правило, должен решаться непосред­ственно их руководством. Между тем, если по результатам проверки установ­лена необходимость осуществления очевидных мероприятий по повышению эффективности использования муниципальных средств, они  должны быть ре­комендованы руководству объекта проверки.

7.2.4. Количество рекомендаций определяется содержанием и масштабом аудита эффективности, но не должно быть большим. При их подготовке необ­ходимо руководствоваться правилом, что лучше сделать немного, но наиболее важных рекомендаций, чем предложить большое количество незначительных рекомендаций, которые могут отвлекать внимание адресатов и пользователей отчетов от ключевых результатов аудита эффективности.

 

7.3. Отчет о результатах аудита эффективности

 

7.3.1. Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективно­сти является завершающей процедурой его проведения, которая осуществля­ется в соответствии с требованиями СФК 51 «Общие правила проведения кон­трольного мероприятия» Контрольно-счетной палаты, устанавливающего структуру, требования к содер­жанию и форму отчета о результатах   контрольного мероприятия.

Для того чтобы обеспечить надлежащее качество отчета о результатах аудита эффективности, его подготовку целесообразно осуществлять методом непрерывного составления. Перед началом проведения проверки необходимо подготовить общую схему отчета, основу которой могут составить результаты предварительного изучения предмета и объектов проверки, а также программа аудита эффективности. По мере получения доказательств и их фиксирования в актах и рабочих документах проект отчета наполняется соответствующими ма­териалами и к концу проведения проверки формируется предварительный про­ект отчета.

7.3.2. Результаты аудита эффективности должны излагаться в отчете в со­ответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на ос­нове заключений и выводов, сделанных по итогам проверки. В отчете следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о неэффектив­ном использовании муниципальных средств, а также указывать конкретные причины и обнаруженные или возможные последствия выявленных недостат­ков.

7.3.3. Для более объективной оценки результатов использования муници­пальных средств в отчет о результатах аудита эффективности следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки, информация о кото­рых могла бы быть использована другими органами местного самоуправления, муниципальными органами и организациями для совершенствования их дея­тельности  в целях повышения эффективности использования муниципальных средств.

7.3.4. Одновременно с проектом отчета подготавливаются проекты соот­ветствующих документов, содержащих основные выводы по результатам ау­дита эффективности и рекомендации по повышению эффективности использо­вания муниципальных средств, в адрес руководителей проверенных объектов и органов местного самоуправления, в компетенции которых находится решение поставленных вопросов, а также информационных писем в адрес муниципаль­ных органов, организаций и учреждений, заинтересованных в результатах ау­дита эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к СФК 53 «Проведение аудита эффективности  

использования муниципальных средств»

 

 

Порядок действий

в процессе организации и проведения аудита эффективности

 

I

Предварительное изучение

1

Оформить соответствующее распоряжение о проведении аудита эффективности

2

Оформить удостоверения на право проведения аудита эффективности

3

Составить план предварительного изучения, включающий:

- перечень изучаемых объектов;

- конкретные вопросы для изучения деятельности каждого объекта;

- источники получения информации;

- сроки изучения;

- распределение специалистов по конкретным вопросам и объектам изучения;

- сроки представления специалистами материалов изучения и подготовки отчета о предварительном изучении

4

Создать папку (структуру файлов) рабочих документов для систематизации собираемой информации в ходе аудита эффективности

5

Провести рабочее совещание группы специалистов, обсудить на нем вопросы организации аудита эффективности

6

Подготовить и направить объектам аудита эффективности уведомления о проведении контрольного мероприятия, а также запросы о предоставлении необходимой информации

7

Сформировать группу привлекаемых внешних экспертов, заключить с ними договоры.

Определить список основных заинтересованных лиц, с которыми необходимо контактировать, включающий:

- руководителей и специалистов органов местного самоуправления Суражского муниципального района;

- депутатов и сотрудников аппарата Суражского районного Совета народных депутатов;

- руководителей и специалистов объектов проверки

8

Осуществить в соответствии с планом сбор и анализ необходимой информации о предмете и деятельности объектов аудита эффективности, включающей:

- законодательные и иные нормативные правовые акты;

- формы и направления использования муниципальных средств;

- отчеты и планы работы;

- организационную структуру и условия работы объектов проверки;

- результаты использования муниципальных средств;

- основные риски;

- систему и механизмы внутреннего контроля

9

Выяснить мнение и получить консультации основных заинтересованных лиц по проблемам, связанным с предметом аудита эффективности

10

Провести (по возможности) встречи с руководителями и специалистами объектов проверки, на которых:

- информировать их о теме и времени планируемой проверки;

- выяснить, какие вопросы они считают ключевыми в деятельности организации;

- получить их мнение о существующих рисках и проблемах в решении стоящих перед ними задач;

- обсудить источники определения критериев и возможность их применения для оценки эффективности в рамках данного аудита эффективности

11

Подготовить справку о результатах изучения предмета и объектов аудита эффективности, включающую краткое описание и характеристику:

- предмета проверки, состояния его законодательного и нормативного обеспечения;

- выполнения задач и осуществления основных направлений деятельности  объектов проверки;

- достижения запланированных целей и результатов в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки;

- существующих внешних и внутренних рисков;

- возможных целей и потенциальных вопросов проверки;

- предлагаемых критериев оценки эффективности;

- подходов к проведению аудита эффективности и методов сбора фактических данных и информации;

- возможных недостатков и проблем

12

Выяснить мнение руководства объектов проверки в отношении критериев, выбранных для оценки эффективности использования муниципальных средств в целях данного аудита эффективности

13

Подготовить и утвердить программу проведения аудита эффективности, содержащую:

- основание для проведения аудита эффективности;

- предмет аудита эффективности;

- перечень объектов аудита эффективности;

- проверяемый период;

- срок проведения аудита эффективности;

- цели аудита эффективности с перечнем вопросов и критериев оценки эффективности по каждой из них;

- краткое описание методов проведения проверки и сбора фактических данных для получения доказательств;

- состав ответственных исполнителей;

- срок представления отчета и других документов по результатам аудита эффективности на рассмотрение председателя Контрольно-счетной палаты

14

Подготовить рабочий план проведения проверки и анализа, включающий:

- наименование объектов аудита эффективности;

- вопросы проверки и анализа на каждом объекте с указанием ответственных исполнителей, сроков проведения и представления их результатов;

- источники и методы сбора фактических данных и получения информации

15

Подготовить график выездов на объекты проверки и оформить командировочные удостоверения

16

Провести рабочее совещание группы специалистов и внешних экспертов, обсудить на нем вопросы проведения проверки

II

Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации

17

Осуществить проверку на объектах, собрать фактические данные в соответствии с выбранными методами

18

Провести анализ собранной информации для формирования доказательств

19

Оформить акты по результатам проверки на объектах и рабочие документы по итогам анализа информации

III

Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективности

20

Подготовить заключения о соответствии фактических данных о результатах использования муниципальных средств в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки, полученных в процессе проверки и анализа, утвержденным критериям оценки эффективности

21

Провести при необходимости дополнительный сбор и анализ фактических данных для уточнения или обоснования доказательств

22

Определить причины выявленных недостатков и проблем в проверяемой сфере использования государственных средств и деятельности объектов проверки и сформулировать выводы по каждой цели аудита эффективности

23

Подготовить рекомендации по устранению выявленных в результате проверки недостатков в целях повышения эффективности использования государственных средств

24

Подготовить проект предварительного отчета о результатах аудита эффективности, обсудить его на совещании группы инспекторов и внешних экспертов

25

Внести в проект предварительного отчета необходимые изменения по результатам его обсуждения

26

Подготовить проекты отчета, представлений и информационных писем по результатам аудита эффективности

27

Представить окончательный отчет и другие документы, подготовленные по результатам аудита эффективности, на рассмотрение председателя Контрольно-счетной палаты

28

После утверждения отчета председателем Контрольно-счетной палаты:

- направить отчет о результатах аудита эффективности главе Суражского муниципального района, главе администрации Суражского муниципального района;

- направить представления и информационные письма соответствующим адресатам;

- подготовить сообщение о результатах аудита эффективности для средств массовой информации