Памятка

 о мерах предупреждения диверсионно-террористических актов, действиях при угрозе их совершения и захвате заложников

 

Предупредительные и защитные меры

Укрепите и опечатайте входы и выходы в подвалы, чердаки.

Установите решетки, металлические двери, замки, регулярно проверяйте их сохранность.

Установите домофоны, входную дверь оборудуйте глазком, поставьте видео наблюдение, введите пропускной режим.

Организуйте дежурство, воспользуйтесь услугами охранных предприятий.

Регулярно производите обход территории учреждения и жилого массива вокруг него.

Не пинайте предметы, лежащие на земле.

Обращайте внимание на появление чужых автомобилей и незнакомых лиц.

Проявляйте интерес к разгрузке мешков и ящиков, переносимых в подвалы или на первые этажи здания.

Не пропускайте неизвестных лиц на территорию учреждения без документов. Установите, куда и к кому они следуют, по возможности организуйте сопровождение.

Обращайте внимание на проносимые сумки, свертки и т.п.

При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом сотрудникам объекта, службы безопасности и органов полиции (в транспорте обратитесь к водителю или кондуктору).

Освободите лестницы и пожарные проходы от загромождающих предметов.

Признаки наличия самодельных взрывных устройств (СВУ)

Припаркованные возле домов, учреждений автомобили, неизвестные жильцам, работникам (бесхозные).

Бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, коробки, оставленные в местах скопления людей либо возле жилых помещений.

Присутствие в обнаруженном предмете небольшой антенны, торчащей проволоки, изоляционной ленты.

Шум из обнаруженного предмета (тиканье часов, щелканье).

Наличие в найденном предмете источников питания, батарейки.

Растяжки из проволоки, шпагата, веревки.

Необычное размещение обнаруженного предмета.

Специфические, не свойственные окружающей местности, запахи.

Возможные места установки СВУ

Подземные переходы.

Подъезды, подвалы, чердаки.

Стадионы.

Дискотеки.

Магазины, рынки.

Транспортные средства.

Объекты жизнеобеспечения (электростанции, распределительные станции, водонапорные станции и т.д.).

Вокзалы.

Железнодорожные станции.

Школы, детские и учебные учреждения.

Мусорные ящики, урны, мусорные контейнеры.

Оставленные банки из под пива, брошенные сотовые телефоны (в них могут быть закамуфлированные взрывные устройства).

Что делать при обнаружении СВУ

Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в дежурные службы  района (отдел полиции т. 02, ЕДДС района 05).

Единый телефон экстренных служб 112.

Не подходить к обнаруженному предмету и не допускать других.

Исключить использование вблизи радиосвязи, мобильных телефонов и др. радиосредств, способных вызвать срабатывания радио-взрывателя.

Эвакуировать из помещения людей.

Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов.

Указать место нахождения подозрительного предмета.

ВНИМАНИЕ !!!

Обезвреживание взрывоопасных предметов на месте их обнаружения производится только специалистами ФСБ, МЧС и МВД.

Действия при поступлении информации об угрозе совершения диверсионно-террористического акта (ДТА)

Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Задерните шторы на окнах, это убережет Вас от разлета осколков.

Подготовьтесь к экстремальной ситуации, положите в сумку документы, ценности, немного продуктов (желательно иметь список).

Помогите больным, престарелым, детям подготовиться к эвакуации.

Уберите легко воспламеняющиеся предметы и жидкости.

Подготовить йод, бинты, вату, и др. медицинские препараты.

Договоритесь с коллегами о совместных действиях.

Избегайте мест скопления людей (рынки, стадионы, дискотеки).

Реже используйте общественный транспорт.

Отправьте детей, престарелых на дачу, в деревню, др. населенные пункты к родственникам и знакомым.

Держите постоянно включенным телевизор, радиоточку.

Создайте в доме небольшой запас еды.

Держите на видном месте список телефонов для передачи информации в правоохранительные органы.

При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю и накройте голову руками. Если есть возможность прикройтесь за бордюрами, автомобилем или другими предметами.

На предприятиях, учреждениях, дома отработайте действия при угрозе ДТА, с детьми проведите ролевые игры (при необходимости).

В случае совершения ДТА

(Вы ранены)

Постарайтесь сами себя перевязать платком, полотенцем, шарфом, куском ткани.

Остановите кровотечение прижатием вены пальцем к костному выступу или наложите давящую повязку. Используйте ремень, платок, полоску ткани.

Окажите помощь тому, кто в более тяжелом положении.

В случае возгорания помещения

Не поддавайтесь панике.

Сообщите о произошедшем в пожарную охрану.

Обесточьте помещение.

Постарайтесь сбить пламя огнетушителем, водой.

Покидайте зону огня, пригнувшись.

Закройте дверь в комнату, где разгорается пламя.

Постарайтесь выбраться на балкон, если нет другой возможности покинуть помещение.

Избавьтесь от одежды с примесями синтетики, т.к. она быстро плавится и может привести к ожогам.

Ребенка заверните в одеяло, куртку и срочно выносите.

Взывайте о помощи, но не прыгайте вниз.

Если Вас завалило

Не поддавайтесь панике.

Осмотритесь, нет ли по поблизости пустот, выясните, откуда поступает воздух.

Постарайтесь подать сигнал голосом, рукой, стуком или свистом, лучше это делать, когда услышите голоса людей, лай собак.

Как только механизмы, машины прекратят работу и наступит тишина - значит объявлена "минута молчания". В это время спасатели с приборами и собаками ведут усиленную разведку. Необходимо использовать этот момент для привлечения внимания любым способом.

Вас обнаружат по стону, крику или даже по дыханию.

Если Вас захватили в заложники

Сохраняйте спокойствие и самообладание.

Подготовьтесь к возможным суровым испытаниям.

Не сопротивляйтесь. Это может повлечь большую жестокость.

Выполняйте все требования террористов, особенно в первые часы захвата.

Не привлекайте к себе внимания и не оказывайте сопротивления.

Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе.

Постарайтесь занять место подальше от окон и самих бандитов.

Заявите о своем плохом самочувствии.

При необходимости определите свое место нахождения.

Запомните как можно больше информации о террористах (количество, расположение, вооружение, особенности внешности, тематика разговора, особенности речи, акцент, манера поведения).

Сохраняйте умственную и физическую активность. Постоянно тренируйте память, вспоминайте исторические даты, телефоны знакомых.

Не пренебрегайте пищей. Это поможет сохранить силы и здоровье.

Если вы оказались запертыми в каком-либо помещении, постарайтесь привлечь чье-либо внимание. Разбейте стекло и позовите на помощь, при наличии спичек подожгите бумагу и поднесите к пожарному датчику.

При штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, прикрыв голову руками. По возможности укройтесь за крупными предметами (стол, тумба, бордюр).

Не теряйте надежду на благополучный исход. Помните, чем больше времени пройдет, тем более у Вас шансов на спасение.

Список телефонов дежурных служб г. Суража:

Единая дежурная диспетчерская служба 05, 2-13-42

Дежурный отдела полиции 02, 2-11-43

Противопожарной службы 01,

Скорая медицинская помощь 03

Аварийная газовая служба 04,

 

 

 

Действия при возникновении угрозы совершения террористического акта

 

Получив информацию о готовящемся террористическом акте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Задерните шторы, закройте жалюзи на окнах, это убережет Вас от разлета осколков.

Подготовьтесь к экстремальной ситуации, положите в сумку документы, ценности, немного продуктов (желательно иметь список).

Помогите больным, престарелым родственникам (соседям), детям подготовиться к эвакуации.

Уберите легко воспламеняющиеся предметы и жидкости.

Подготовьте йод, бинты, вату, и др. медицинские препараты.

Договоритесь с коллегами (соседями) о совместных действиях.

Избегайте мест скопления людей (рынки, стадионы, дискотеки и т.п.).

Реже используйте общественный транспорт.

Отправьте детей, престарелых родственников (соседей) на дачу, в деревню, в другие населенные   пункты к родственникам и (или) знакомым.

Держите постоянно включенным телевизор, радиоточку и т.п., для своевременного получения информации.

Создайте в доме небольшой запас продовольствия.

Держите на видном месте список телефонов для передачи информации в правоохранительные органы.

На предприятиях, учреждениях, дома отработайте действия при угрозе ДТА, с детьми проведите ролевые игры (при необходимости).

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации деятельности по воспитанию патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде

 

 

г. Сураж

2011 год

 

Россия по своим историческим основам является многонациональным и многоконфессиональным государством.

И в Российской империи, и в Советском Союзе сосуществовали разные культуры, образуя постепенно единый сплав – культуру единой России, основанную на принципе единства многообразия.

В эпоху перемен, вызванных радикальными преобразованиями социально-экономической сущности государства, распадом Советского Союза,  обострились скрытые прежде противоречия, начала проявляться национальная рознь.

В современных условиях, на фоне экономического кризиса создается дополнительная почва для различного рода конфликтов, в которых межнациональные конфликты могут занять одно из первых мест.

По данным компетентных органов, в России растет количество преступлений на национальной почве, случаев проявлений «бытового» национализма и ксенофобии. Периодически в том или ином регионе прокатывается волна уличных акций под националистическими лозунгами.

В связи с этим совершенно очевидно, что принципы толерантности необходимо целенаправленно формировать, и, прежде всего, среди подростков и молодежи.

От детей, которые приходят к нам сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие государства.

Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления и многое другое.

Эффективным направлением становится нравственно-эстетическое развитие молодежи, культурное межнациональное взаимодействие, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий и народностей.

 

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое. Четкого и однозначного толкования это понятие не имеет. Чаще всего термин объясняется как «терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Важно отметить, что толерантность не противоречит гражданскому общероссийскому патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

 

У толерантности, терпимости существует обратная сторона. Наиболее тяжелыми ее проявлениями являются:

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.

Ксенофобия – боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.

Этноцентризм – отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.

Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

·        насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

·        публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

·        возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

·        пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

·        нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

·        воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

·        воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

·        совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

·        пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

·        публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

·        публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

·        организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

·        финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений.

В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении.

«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.

Специалисты отмечают, что наиболее  уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Задачей  в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:

§  формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;

§  гармонизация  межнациональных   и этнокультурных отношений;

§  создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;

§  формирование  интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;

§  создание условий для межнационального общения, содействие укреплению межнациональных культурных связей.

 

Реализуя данные направления:

§  осуществляют тесное взаимодействие с национально-культурными общественными объединениями и другими социальными институтами, ведущими работу в сфере национально-культурной политики;

§  организуют подготовку и проведение фестивалей, конкурсов, выставок, традиционных национальных праздников, Дней национальных культур;

§  проводят мероприятия по повышению квалификации специалистов, работающих в сфере национальной проблематики;

§  ведут поиск, изучение и сохранение лучших образцов национального народного творчества;

 

Основными содержательными направлениями при организации деятельности по формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма являются:

- правовое просвещение молодежи;

- пропаганда историко-культурного наследия народов, населяющих Суражский район;

- организация межнационального культурного общения, межконфессионального диалога.

- способствование самоидентификации детей и молодежи в качестве россиянина – наследника, носителя и продолжателя традиций многонациональной культуры народов России.

Основными формами работы по реализации данных направлений являются:

- познавательно-игровые программы, кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;

- организация работы клубных объединений гражданско-патриотической направленности;

- поддержка деятельности социально-ориентированных клубных объединений;

- фестивали, слеты, смотры клубов гражданско-патриотической направленности;

- праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России;

- фестивали и праздники национальных культур, объединяющие представителей различных народов, проживающих в районе;

- дни национальных культур.

 

Для реализации библиотечных программ можно использовать разные формы работы: литературные беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, интеллектуальные игры, игры-путешествия, книжные выставки, праздники, фестивали, театрализованные представления, дни национальной литературы (книги).

Основными темами и проблемами, на которые могут акцентировать внимание библиотеки, являются:

·                   историческое прошлое России (исторические события и выдающиеся деятели),

·                   государственное устройство и символы России,

·                   национальные праздники и обряды,

·                   литература и искусство России,

·                   природа России и экология,

·                   краеведение.

При воспитании толерантности нужно учитывать, что путь к ней лежит через понимание многообразия мира людей и культур. И в этом плане  полезными будут книги серии «Детский проект Л. Улицкой «Другой, другие, о других». Книга становится мостом,  соединяющим народы, людей, читателей.

Деятельность школьных музеев по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма и толерантности, как правило, осуществляется в двух основных направлениях:

1. Экспозиционная работа:

- создание тематических выставок по этнографии местных народов, истории различных конфессий, национально-культурных обществ и автономий;

- организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, отражающих культуру разных национальностей;

- организация передвижных тематических выставок  в учебных заведениях района;

- создание отдельных тематических комплексов или разделов в стационарных экспозициях;

- организация совместных выставок с национальными обществами и национально-культурными автономиями.

2. Культурно-образовательная деятельность:

- разработка и проведение тематических экскурсий, музейных занятий и программ по патриотическому воспитанию, в духе принципов толерантности;

- организация и проведение на базе музеев круглых столов, семинаров и мероприятий совместно с представителями национальных обществ, молодежных организаций;

- выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников, с опорой на имеющиеся в музее материалы и предметы;

Большим позитивным воспитывающим потенциалом обладают академические виды искусств, джазовое искусство, фольклор, декоративно-прикладные виды искусств. Они предоставляют безграничные возможности в воспитании качеств патриотизма и толерантности подрастающего поколения, уважения к языку, культуре, искусству народов России и мира, к личности человека вне зависимости от его вероисповедания, расы, национальности.

 

Важным направлением в организации работы по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма должно стать укрепление взаимодействия с учреждениями различных ведомств, общественными организациями, национально-культурными автономиями. Механизмами данного взаимодействия могут служить межведомственные планы, комплексные целевые программы, совместные проекты, договоры о сотрудничестве.

Для выработки единых подходов и координации совместных действий всех заинтересованных структур целесообразно регулярно проводить информационно-методические мероприятия - круглые столы, семинары, конференции, совещания.

 

Актуальной целевой группой в работе по профилактике экстремизма должны стать мигранты, которые приезжают со своими ценностными установками и определенной культурой. Важно помочь им адаптироваться в определенных социально-культурных условиях и сформировать толерантное отношение к этим людям.

Это направление может быть связано с информационной и культурной адаптацией детей и подростков других национальностей, созданием программ межкультурного общения. Материалы на эту тему можно найти в сборнике «Молодые в библиотечном деле» и журнале «Школьная библиотека».

 

Кроме того, особое внимание следует обратить на разработку и проведение таких общегосударственных праздников, как Праздник государственного флага Российской Федерации, День Державы, День России, День согласия и примирения и др.

В последние годы во многих регионах России отмечается также Международный день мира (21 сентября) и Международный день толерантности (16 ноября).