Противодействие коррупции
Информация по профилактике
Нахождение человека на любой должности предполагает не только овладение им трудовыми навыками, но и соблюдение ряда этических и моральных норм, свойственных данной профессии. Исторически сложившееся профессиональное разделение труда как следствие вызвало появление в обществе особой морали и нравственности, которую в настоящее время принято называть профессиональной этикой.
Для целого ряда профессий оказалось недостаточным, чтобы их представители обладали теми или иными трудовыми навыками. Наряду с этим они должны обладать и известными нравственно-волевыми качествами, практиковать в своей среде определенные принципы и правила поведения, которые с одной стороны регулировали бы отношения внутри профессиональной группы, с другой стороны отношения самой группы к лицам, использующим ее услуги. В ряде случаев это требовало выработки особых кодексов поведения, включавших в себя правила, нормы, заповеди, клятвы.
Все это имело целью поддержание высокого профессионального уровня деятельности, престижа, социальной ценности профессии как таковой, внушить к ней доверие со стороны общества. Едва ли не самая первая заповедь и клятва на верность профессии появилась еще в древности, среди людей, призванных гуманно служить людям. В обещании-клятве, которую принимали, например, врачи в Древней Греции, говорилось: "Образ жизни больных я буду по мере своих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять от их всякого вреда и порока... Чтобы ни случилось видеть или слышать при моей врачебной деятельности, о том я буду хранить молчание и считать тайной то, что не подлежит оглашению."
Определенные профессии, в частности, судебная, издревле были связаны с известными моральными качествами тех лиц, которые этими профессиями владели. И в законах Ману, и в законах Хаммурапи содержатся указания относительно того, кто может быть судьей и какими качествами он должен обладать. Как свидетельствует Аристотель, судья - это живое воплощение права, правосудия, справедливость является его главной добродетелью.
И сегодня к тем людям, которые исполняют властные полномочия, предъявляются особые требования, и эти требования, прежде всего, нравственного содержания. Следовательно, нравственность и культуру следует рассматривать как важнейшие профессиональные качества для тех, кто находится на государственной и муниципальной службе. Принимая это как аксиому, 15марта 2011 года было подписано постановление главы администрации Суражского района N 137 «Об утверждении Типового Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Суражского района ».
Основная цель Кодекса - сформировать систему морально-этических норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Суражского муниципального района, отраслевых (функциональных) органах администрации Суражского муниципального района.
Общеизвестно, что основными принципами муниципальной службы являются служение обществу и государству, а свою деятельность муниципальный служащий должен строить на уважении к личности, строгом соблюдении закона и бескорыстии. Последний принцип лежит в основе стандартов антикоррупционного поведения.
Коррупционно опасным поведением принято считать такое действие или бездействие должностного лица, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются лицом, незаконно использующим своё служебное положение. Коррупционно опасной будет являться любая ситуация в служебной деятельности, которая создает возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации для муниципального служащего.
Такие ситуации пагубно сказываются на авторитете власти, подрывают доверие к ней со стороны населения. В целях создания действительно работоспособной структуры власти необходимо у каждого работника формировать навыки антикоррупционного поведения, что в первую очередь предусматривает сознательное возложение им на себя моральных обязательств, ограничений и запретов.
Нравственные обязательства не позволяют муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью, выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, составлять им протекцию, использовать служебное положение для организации своей карьеры в бизнесе, управлении политическими партиями и организациями, давать личные обещания, расходящиеся с должностными обязанностями, принимать какие-либо почести, вознаграждения, поощрения, связанные с определенными условиями, не предусмотренными официальным регламентом.
Морально недопустимым для муниципального служащего считается получение подарков (услуг, приглашений и любой другой выгоды) в благодарность за совершение каких-либо официальных действий. При этом ему запрещено давать какие-либо основания или поводы для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения.
Формирование таких стандартов поведения начинается, прежде всего, с предъявления требований к самому себе, воспитания необходимых черт характера. Нравственная чистоплотность, неподкупность муниципального служащего, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения. И те свойства человеческого характера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, являются неотъемлемой стороной служебной деятельности муниципального служащего, показателем совершенства его профессионального мастерства, уровня его нравственного и культурного развития.
Секретарь межведомственного Совета
по противодействию коррупции
при главе администрации Суражского района
М.С.Зайцев